Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Лаборатория профессора Чудакова» (экспериментирование)
Познание
Автор: Баталина Юлия Игоревна   
22.02.2021 09:24

Методическая разработка «Лаборатория профессора Чудакова» (экспериментирование)Методическая разработка «Лаборатория профессора Чудакова» (экспериментирование)

Цель: развитие познавательной активностиу детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • научить детей проводить несложные опыты с водой и красками;
  • продолжить дальнейшее знакомство со свойствами воды (вода растворяет, вода может менять свой цвет и плотность) в процессе исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой и краской;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах, сотрудничать;
  • воспитывать усидчивость и аккуратность.

Организация детских видов деятельности: продуктивная, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы совместной деятельности взрослых и детей: беседа, пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики», опыт «Цветные слои», музыкальная игра «Капельки».

Пособия: презентация PowerPoint, инструкции-схемы проведения опытов.

Материалы и оборудование: мольберт, проекционный экран, проектор, ноутбук, колонки, прозрачные пластмассовые стаканы (250 мл.), заполненные на ½ водой – 4 штуки, стеклянная или пластмассовая колба (500 мл.), краскигуашевые (синяя, желтая, красная, зеленая) – 4 баночки, палочки-лопатки для краски – 4 штуки, сахар, емкости для сахара, ложкичайные пластмассовые – 4 штуки, шприцы (5 мл.) – 4 штуки, фартукис цифрами 1, 2, 3, 4 по2штуки, столы – 4 штуки, клеенка для стола, стулья – 9 штук; влажные салфетки.

Количество детей: 8

Приемы: наглядный, словесный, практический.

Активизация словаря: лаборатория, инструкция-схема, опыты, плотность.

Этап

образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Приветствие

В зале предусмотрено несколько рабочих пространств: для организации двигательной активности, коммуникативной деятельности, продуктивной деятельности детей.Дети с воспитателем входят в зал и встают свободно.

На экране слайд №1ЗаставкаSkype

Воспитатель:Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей.Давайте с ними поздороваемся…

Воспитатель: Ребята, сегодня мой знакомый профессор Чудаков подготовил для вас увлекательный опыт. Но его научная лаборатория находится от нас очень далеко, поэтому мы с ним будем общаться по видеосвязи. Занимайте места перед экраном, чтобы всем было видно. Внимание, выходим на связь.

Воспитатель производит звонок по Skype

Дети входят в зал и здороваются со всеми.

Дети занимают места перед экраном

Вхождение в проблемную ситуацию

На экране слайд №2Мультфильм «В лаборатории профессора Чудакова»

Профессором рассказывает, что приготовил для ребят свой новый интересный опыт. Неожиданно на экране гаснет свет. Профессор сообщает, что в его лаборатории отключилось электричество и предлагает детям выполнить опыт самостоятельно, пообещавприслать инструкции.

Инструкции-схемы

Воспитатель:Здравствуйте, уважаемый профессор! Вы на связи.

Воспитатель вместе с детьми смотрит мультфильм.

Воспитатель: Ну что, попробуем самостоятельно выполнить опыт?

А вот, кажется, и инструкции профессора Чудакова пришли к нам по электронной почте.

Воспитатель достает инструкции-схемы и предлагает детям пройти в лабораторию.

Дети смотрят мультфильм, проходят в лабораторию

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Подготовка к проведению опыта

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Инструкции-схемы

Мольберт

Фартуки

Воспитатель размещает инструкции-схемы на мольберте.

Воспитатель:Ребята, давайте внимательно рассмотрим инструкции-схемы, которые нам прислал профессор.

С чего нужно начать опыт?

Что мы будем делать дальше? Что вы видите на схеме?

Все ли схемы одинаковые?

Чем они отличаются?

Чем закончим опыт?

Посмотрите на стол. Есть ли у нас все необходимое для проведения опыта? Что вы видите?..

Теперь можно приступать. Надеваем фартуки.

Ребята, инструкций-то всего четыре, а нас гораздо больше, как поступим?

Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо разделиться на пары в соответствии с цифрой на фартуке. Предлагает каждой паре выбрать понравившеюся схему и занять место за рабочим столом.

Дети знакомятся с инструкциями-схемами, обсуждают их, надевают фартуки, делятся на пары, выбирают понравившуюся схему.

Ситуативный разговор

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Столы

Оборудование для проведения опыта

Воспитатель:Но прежде чем мы приступим, подумайте и скажите, есть ли правила безопасности при проведении опытов? Предлагаю вспомнить, какие правила безопасности нужно соблюдать.

Педагог вместе с детьми вспоминает правила безопасности.

Дети вместе с воспитателем формулируют правила безопасности при проведении опытов

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Столы

Оборудование для проведения опыта

Воспитатель: Перед тем как начать опыт, предлагаю подготовить наши пальчики.

«Дружно пальцы встали в ряд –
Десять крепеньких ребят.
Эти два – всему указка,
Все покажут без подсказки. 
Пальцы – два середнячка,
Два здоровых бодрячка. 
Ну, а эти – безымянны, 
Молчуны, всегда упрямы. 
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки. 
Пальцы главные средь них –
Два больших и удалых»

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Опыт «Цветные слои»

На экране слайд №3 ЗаставкаSkype

Столы

Оборудование для проведения опыта

Воспитатель:Ребята, теперь мы готовы к проведению опыта. Давайте приступим. Будьте внимательны, следуйте инструкции.

После проведения первой части опыта воспитатель задает уточняющие вопросы:

Что стало с сахаром, после того, как вы добавили его в воду?

Что изменилось после того, как вы добавили в стаканчик краску?

А теперь давайте продолжим наш опыт.

Что вы видите на инструкции-схеме? Что мы должны сделать?

Наберите полученную воду в шприц.

Я сейчас подойду к каждой паре по очереди.   Вам нужно вылить содержимое шприца в мой стакан.

К кому первому я должна подойти? Почему?

В случае затруднений воспитатель предлагает детям обратить внимание на инструкцию-схему.

Посмотрите, что у нас получилось.

Краски смешались?

Как вы думаете, какой компонент не дал краскам смешаться?..

Наши цветные жидкости не смешались, потому что у них разная плотность.

Дело в том, что все вещества и предметы состоят из мельчайших частиц – молекул. Эти частицы находятся рядом друг с другом, образуя тонкий слой. Это и есть плотность. Когда эти частицы плотно (близко) прижимаются друг к другу, это называется большая плотность. А когда частицы находятся далеко друг от друга, то это называется маленькая плотность. Количество сахара, который вы добавляли в воду в ваших стаканчиках, было разным. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой располагается в стакане.

При рассказе воспитатель использует магниты и магнитную доску для демонстрации расположения молекул при разной плотности веществ.

Дети проводят опыт в соответствии с выбранными инструкциями-схемами, отвечают на вопросы воспитателя.

По окончании опыта делают выводы.

Динамическая пауза: музыкальная игра «Капельки»

На экране слайд №4

Видео музыкальная игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, наверное вы немного устали? Давайте немного отдохнем и поиграем с капельками воды. Выходите из-за столов и снимайте свои фартуки.

С неба капельки летели, в ручейки попасть хотели.
И захватывая дух, капельки упали - бух!
Капельки - прыг-прыг,
Капельки - хлоп-хлоп,
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.
С неба капельки упали, ручейками побежали.
Побежали ручейки, и прозрачны, и легки.
Капельки - прыг-прыг,
Капельки - хлоп-хлоп,
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.

Дети выходят из-за столов, снимают фартуки и проходят на середину зала и повторяют   движения за воспитателем. В конце динамической паузы дети присаживаются на стульчики.

Рефлексия:

На экране слайд № 3 ЗаставкаSkype

Стулья

Слайд № 5«В лаборатории профессора Чудакова»

Профессор Чудаков вновь приветствует детей, интересуется, как прошел опыт. После рассказа детей хвалит их и дарит книгу с занимательными опытами и экспериментами. Затем прощается с детьми.

Воспитатель:Ребята, давайте расскажем профессору, как прошел наш опыт.

Воспитатель производит звонок по Skype, обращается к профессору.

Здравствуйте, профессор. Спасибо Вам большое за полезные инструкции-схемы. Мы с ребятами провели опыты и узнали много интересного о свойствах воды.

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, давайте расскажем профессору про наш опыт.

Что мы сделали сначала?

Что потом?

Чем мы закончили опыт?

О каких свойствах воды мы с вами узнали из этого опыта?

Почему слои с цветной водой не перемешались в нашем стакане?

Воспитатель хвалит детей, достает книгу с опытами и экспериментами, подаренную профессором, вручает ее детям

Дети рассказывают профессору о проведенном опыте, отвечают на вопросы воспитателя.

Получают от воспитателя книгу, прощаются с профессором и гостями, уходят в группу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год