Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Паспорт мини — музея в средней группе «Парад пуговиц»
Познание
Автор: Иванова Наталья Владимировна   
25.02.2021 19:25

Паспорт мини — музея в средней группе «Парад пуговиц»Паспорт мини — музея в средней группе «Парад пуговиц»

Разработала: воспитатель Иванова Н.В. МДОУ «Детский сад № 71» г. Саратов г. Саратов, 2019

Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.

Л.А. Жаданов

Коллекционирование — одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока ещё невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

 

В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: взимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Филобутонистика коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления. Составление художественных произведений из пуговиц.

«Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого.

Но если у Вас отсутствует пуговица – каждый обратит на это внимание».

Э.М. Ремарк

Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой детали одежды? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Что такое пуговица?

Пуговица – это застежка на одежде, предназначенная для соединения ее частей.

Простейшая пуговица представляет собой диск с 2 сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм. Количество отверстий также может варьироваться.

Аккуратно застегивая свою одежду или, порой, расстраиваясь, обнаружив потерю этой маленькой детали, вряд ли кто-то интересовался историей происхождения этой нужной вещи.

Пуговица – тот свидетель, которому всегда есть что сказать об ушедшей эпохе.

Пуговицы эту эпоху, как правило, переживают, сохраняясь без повреждений.

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. И сделаны они около 5000 лет тому назад! Дисковидные и овальные, треугольные и квадратные, пирамидальные и в виде конуса, шарообразные и в форме полусферы, античные пуговицы встречаются археологам повсюду. Около двух столетий назад пуговицы широко распространились в мире, а пользовались ими больше мужчины. Широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

утилитарная (застежка);

декоративная (украшение);

магическая (оберег или талисман);

информативная (опознавательный знак)

Паспортные данные:

Наименование мини-музея: «Парад пуговиц»

Профиль мини- музея: познавательно- исследовательский, творческий.

Цели: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира; расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности; развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи:

  • Обогащение предметно — развивающей среды ДОУ
  • Расширение кругозора дошкольников
  • Стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения
  • Развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, мелкой моторики рук
  • Познакомить детей с историей возникновения пуговицы и ее назначением, где и как можно применять пуговицы, с различными способами их пришивания

-Воспитывать бережное отношение к объектам рукотворного мира.

Принципы деятельности мини-музея:

-Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

-Принцип опоры на интересы ребенка.

-Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

-Принцип наглядности.

-Принцип последовательности.

-Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Формы деятельности мини-музея:

  • экспозиционная
  • познавательная

-творческая.

Актуальность: Идея мини-музея возникла из обычной бытовой ситуации. Не все воспитанники самостоятельно могли застегивать и расстегивать пуговицы. Вначале была поставлена задача научить справляться с этим самостоятельно. Затем в ходе работы возник вопрос: «О чём же может рассказать обычная в обиходе пуговица?»

Предполагаемый результат:

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

Дети приобретут новые знания об окружающем мире:

  • знания истории возникновения пуговицы
  • повышение интереса детей к коллекционированию
  • проявлять интерес к предметам окружающего мира, установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием
  • использовать пуговицу как материал для поделок, знать меры безопасности в работе с пуговицей
  • уметь классифицировать пуговицы по различным признакам (визуально, с помощью опытной деятельности)
  • продолжать формировать умение работать с разно-фактурными материалами
  • закрепить умение пользоваться разными видами застёжек

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках в групповой комнате. Коллекция поделок с использованием различных материалов, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлены: коллекции пуговиц и застежек для рассматривания, детская литература, альбомы о пуговицах, дидактические игры в свободном доступе для детей.

Структура управления мини-музеем;

Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Разделы мини-музея, особенности использования «Парад пуговиц»

Экспонаты мини-музея –коллекции пуговиц, оформленные в виде паровозика, контейнеры с пуговицами, предназначенные для дидактических игр, поделки, библиотека расположены на верхней и нижней полке. Коллекция и поделки предназначены для рассматривания и анализа с детьми, игры и атрибуты предназначены для непосредственного использования для игры, и в образовательных целях. Данный материал используется в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество».

«Коллекция пуговиц»

Экспонат «Коллекция пуговиц» оформлен в виде паровозика с вагончиками, пуговицы классифицированы по определенному признаку (цвет, форма, фактура, назначение). Экспонат выполнен педагогом. Коллекция может быть применена в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

«Библиотека»

Здесь собраны стихи, загадки и авторские произведения о пуговицах, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены на нижней полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

«Галерея поделок»

Оформлена в виде небольших картин в рамках, выполненных родителями с детьми, педагогами. Находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.

«Парад пуговиц»

В папку оформлена информация о пуговицах (история появления пуговицы, музеи пуговицы, интересные факты о пуговицах, консультации и буклеты для родителей, презентации.) Этот материал может быть использован в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», свободной деятельности, взаимодействия с родителями.

«Книга отзывов»

В книге собраны отзывы родителей, детей, сотрудников детского сада.

Правила поведения в музее

-В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!

-Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

-Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

- Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.

-Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

План работы по созданию мини-музея.

Подготовительный этап (декабрь-январь):

  • Определение целей и задач музея, название, место расположения
  • Изучение методической литературы по музейной педагогике, литературы познавательного характера по теме мини-музея. Подбор иллюстративного, дидактического и наглядного материала. Составление перспективного плана мероприятий в музее
  • Привлечение родителей к участию оформлению музея, изготовления экспонатов для музея
  • Создание проблемной ситуации для детей: расстегивание- застегивание пуговиц на рубашке, показ пуговицы-потеряшки

-Организация мини- музея в группе.

Практический этап (февраль-май):

Образовательная область «Познавательное развитие»

Демонстрация презентации «Это все о пуговицах»;

Просмотр мультипликационных фильмов: «Сто пуговиц», «Молния» и «Пуговица» серии из «Фиксики», «Осторожно двери открываются», «Пуговицы».

Формирование умения обследовать предмет, на примере пуговиц, выделяя их цвет, величину, форму, фактуру, материал из которого изготовлена пуговица. Упражнения в установлении сходства и различия между пуговицами.

Проведение элементарных опытов с пуговицами.

Формирование представлений о других видах фурнитуры для одежды;

Экскурсия в ателье, магазин «Ткани»

Дидактические игры: «Пришей пуговицу» (используем шнуровку) «Какая пуговица лишняя" «Подбери к одежде», «Укрась платье», «Найди пару», «Разложи по цвету», «Чудесный мешочек».

Образовательная область «Речевое развитие»

Использование иллюстраций, наглядного материала для самостоятельного рассматривания, для общения детей друг с другом и воспитателем.

Рассматривание одежды с пуговицами, активизация словаря: «На что похожа пуговица?», «Какие бывают пуговицы?»

Составление рассказов о пуговицах для проведения экскурсии. Придумывание сказок и историй.

Развитие умения по словесному указанию педагога находить пуговицы по цвету, размеру и форме.

Чтение художественной литературы: А. Доброчасова «Пуговка», М. Агапова «Пуговка на траве», М. Бретт «Приключения Плюша и Пуговки», Х. Вебб «Котенок Пуговка или храбрость в награду». Г. Шалаева «Потерянная пуговица», Е. Каликинская «парад пуговиц», Г.Дядина «Пуговичный городок», Л. Улицкая «Сто пуговиц», Е. Долматовский «Коричневая пуговица»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование пуговиц для клоуна. Закрашивание пуговиц под цвет одежды. Печатание узоров из пуговиц (пуговица-штамп).

Лепка и декорирование пуговиц из соленого теста (массы для лепки).

Выкладывание мозаичных композиций из пуговиц.

Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Веселые человечки».

Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры «Помоги другу», беседы о правилах безопасного поведения в играх с пуговицыми (мелкими предметами)

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Ателье», «Магазин».

Образовательная область «Физическое развитие»

Хождение по коврику из пуговиц для профилактики плоскостопия.

Беседа «Почему надо застёгивать пуговицы на одежде».

Формы работы с родителями:

Папка – передвижка “Это интересно» (немного истории о происхождении пуговицы).

Консультация “Игры дома. Ловкие пальчики” (с использованием пуговиц)

Полезные советы “Пуговица на удачу” (способы пришивания пуговицы).

Презентация Мини- музея «Парад пуговиц»

Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц.

Заключительный этап (май):

Презентация мини-музея «Парад пуговиц» на педагогическом совете. Анализ проведения работы, обобщение опыта.

Перспектива развития мини-музея

Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о пуговицах.

Проведение экскурсий для других групп детского сада ( «История возникновения пуговицы», «Чудо-пуговка», «Путешествие в пуговичную страну»).

Семейные праздники «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!».

Написание книжек-малышек или большой книги о своей истории или сказки о пуговицах.

Сочинение сказок и истории про пуговицу.

Пополнение коллекции пуговиц.

Проведение конкурсов рисунков и поделок.

Пополнение материалом папок: «Пуговица-чудесница», «Чудо – пуговка».

Сбор художественного материала (книг, журналов, вырезок из газет и журналов и др.).

Положительно работа в мини-музее «Парад пуговиц» сказалась на формировании взаимоотношений между детьми. Они научились помогать друг другу, делиться с ближними, дарить подарки, сделанные своими руками. В ходе работы мини-музея у детей происходит развитие мелкой моторики рук, формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков, воспитание творческой активности.

Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. В процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музей с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации выставок в группе. А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год