Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»
Познание
Автор: Лыкова Елена Михайловна   
13.03.2021 20:12

Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»Проект во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»

Автор проекта:

воспитатель:

  • Лыкова Е.М.
  • г. Шахунья

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 2019-2020уч. г. 

Информационная карта: Наименование проекта «Маленькие исследователи»

Участники проекта Воспитатели, дети 2-3 лет, родители (законные представители)

Сроки реализации проекта 02. 09. 2019г. – 27. 03. 2020г.

 

Скачать конспект

Основания для разработки проекта:

  1. Федеральный Закон от 29. 12. 2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад № 5 «Теремок»
  5. Рабочая программа группы раннего возраста.

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно..

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели и задачи проекта Цель проекта:

Обогащение познавательного интереса детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  2. Исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста;
  3. Разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Краткая аннотация содержания проекта В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Длительность проведения опытов 10 минут за один этап.

Опыты проводились как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.

Все игры — занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

  • центр воды и песка
  • пособия для опытов и экспериментирования
  • методическая и художественная литература
  • наглядный материал
  • ИКТ (музыкальный центр).

Проект не предполагает материальных затрат.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта: информационный, игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители.

Сроки реализации проекта: 02. 09. 2019г. – 27. 03. 2020г.

Проблема и актуальность.

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.

Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.

При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Таким образом, познавательно-исследовательский проект «Маленькие-исследователи» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей раннего возраста.

Цель проекта:

Обогащение познавательного интереса детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи для педагога:

  1. Изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  2. Исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста;
  3. Разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
  4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Задачи для детей:

  • Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
  • Формировать познавательные действия, становление сознания
  • Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования
  • Развивать основы сенсорного восприятия.
  • Развивать предметные действия.
  • Развивать познавательный интерес детей, любознательность.

Ожидаемые результаты проекта.

У педагога повышается:

  • профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

У детей:

  • расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях
  • сформируются познавательные действия, становление сознания
  • активизируется речь детей, пополнится словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования
  • будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.
  • повысится познавательный интерес детей, любознательность.

У родителей:

  • повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность. -

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;
  2. Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Этапы реализации проекта.

Этапы Содержание деятельности

Iэтап

Организационный • Доведение до участников проекта важность данной проблемы;

  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
  • Подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
  • Разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации для родителей.
  • Проведение вводной диагностики с детьми (по Ю.А. Афонькиной)

II этап

Практический

Познавательное развитие:

Беседы:

  1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
  2. Вода вокруг нас», «Берегите воду»
  3. «Безопасность на воде»
  4. «Воздух, которым мы дышим»
  5. «Солнце друг или враг?»

Исследовательская деятельность:

«Песок. Свойства песка», «Испечем куличики», «Наблюдение за природными материалами», «Пирожки для Мишки», «Почему камешки тонут в воде?», «Вода льется из крана», «Свойства воды», «Разноцветная вода» и т.д.

Опыты с водой

«Тёплая, холодная вода», «Разноцветная водичка». «Прозрачная вода»; «Утонет — не утонет», «Вода, она какая?»;

Опыты со светом

«Свет всюду», «Солнечные зайчики», игры с зеркалом

Опыты с воздухом

«Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом», «Пузырьки в стакане», «Игра с мыльными пузырям», «Движение салфетки», «Игра с веером»

Речевое развитие:

Художественная литература:

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»;

М. Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца»;

К.Чуковский «Краденое солнце». «Мойдодыр»

Рассказы: Н.А. Рыжов «Как люди речку обидели»;

В. Лебедев – Кумач «Закаляйся».

Стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»; «Добрый воздух» Ирис Ревю; Ю.Ефремова «Воздух», «Смерч»;

Минькова В. «Что такое вода»; Г. Лагздынь «Ветерок»;

И. Токмакова «Солнечные зайчики».

Потешки, пословицы, поговорки и загадки

Пальчиковые игры:

«Солнышко», «Рыбка в озере живёт», «Здравствуй», «Ветер»

Дыхательная гимнастика:

«Воздушный шарик», «Подуть через трубочку», «Подуй на султанчик», «Гуси летят»

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

Рисование на мокрой бумаге «Водное царство»,

Рисование «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Социально-коммуникативное развитие:

Игровые ситуации

«Парикмахерская», «Детский сад», «Аптека»

Дидактические игры:

«Выложи солнце», «Солнце, воздух и вода» — на прищепках, «Собери картинку» — пазлы., «Сравни картинки», «Что лишнее», «Собери солнышко», «Подскажи словечко», «Найди различия»

Физическое развитие:

Закаливание:

  • Утренняя гимнастика на свежем воздухе.
  • Бодрящая гимнастика после сна.
  • Ходьба босиком по массажным дорожкам.
  • Обливание ног.
  • Полоскание полости рта.
  • Обширное умывание.
  • Воздушные ванны.
  • Питьевой режим.

Подвижные игры:

«Раздувайся пузырь»; «Ветер и ветерки»; «Ручеёк»; «Море волнуется»; «Гори, гори ясно»; «Солнечный зайчик»; «Солнце, дождик, ветер», «Пробежки», игры с мячом.

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование

Консультации «Детское экспериментирование», «Игры с манкой», «Игры с песком», «Игры с водой»

Буклет, «Эксперименты дома»,

III этап.

Заключительный -Проведение контрольной диагностики с детьми.

-Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Заключение и выводы

Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

7. Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4. 1. 3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.
  2. Афонькина Ю.А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. 1 младшая группа», Учитель, 2020г, стр. 57
  3. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
  4. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
  6. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
  7. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.
  12. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
  13. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  14. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб, Детство-Пресс, 2016.
  15. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
  16. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет, М., Мозаика-синтез, 2011г., 72с.

Игра – занятие «Почему тает снег?

Игра – занятие «Разноцветная вода»

Игра – занятие «Посадка лука»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год