Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР
Познание
Автор: Милеева Н. М. Митрохина А. С. Отдельнова О. В.   
03.06.2021 18:51

Исследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНРИсследовательский проект «Юные исследователи» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

Авторы-разработчики:

  • воспитатель Милеева Н. М.
  • воспитатель Митрохина А. С.
  • учитель-логопед Отдельнова О. В.

Ступино, 2021 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: исследовательский

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (18 человек), воспитатели, учитель-логопед, родители.

Сроки проведения: 22. 03. 2021г. -26. 03. 2021г. (краткосрочный проект)

 Скачать конспект

Актуальность проекта:

На сегодняшний день вопросы познавательного развития, предполагающие формирование любознательности, познавательной мотивации, познавательных действий дошкольников являются наиболее актуальными для педагогов ДОО. Данное положение находит своё отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования, который определяет познание как наиболее приоритетную область развития дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В данном проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности, интеллектуально–творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста, путём совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать познавательный интерес, на основе практического опыта уметь анализировать ответы, доказывать, делать самостоятельные выводы и применять их в самостоятельной деятельности;
  • знакомить детей с различными методами исследования: опыт, наблюдение (эмпирические методы); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы);
  • расширять знания и представления детей по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы».

Развивающие:

  • развивать мышление, произвольное внимание, память, наблюдательность, воображение, сообразительность;
  • развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • развивать умение работать с моделями.

Воспитательные:

  • воспитывать положительные качества личности – усердие, аккуратность, трудолюбие;
  • воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми;
  • формировать интерес и желание расширять свой кругозор, желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.

Образовательные области

Содержание образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

•Беседа «Поговорим о воде»

•Опытно-экспериментальная деятельность детей

•Чтение стихотворений

Работа с родителями:

•Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

•Информационные буклеты для родителей «Семейная лаборатория».

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться)

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Совместная деятельность:

•Беседа «Поговорим о воде»;

• Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды», «Состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы» «Состав почвы»;

•ТРИЗ «Загадки Снежной Королевы о воде»

•Д/И «Где снежинки?»

•Д/И «Что это может быть?»

•Д/И «Найди лишнее в почве»

Образовательная деятельность:

•ООД «Воздух – волшебный невидимка»

•ООД «Живая почва»

Пополнять объем знаний по темам: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства и состав почвы». Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

•ООД «Воздух – волшебный невидимка»

•ООД «Живая почва»

Совместная деятельность:

• Беседа «Поговорим о воде»

•Отгадывание загадок

•Выступление юных исследователей «Опыт по очистке воды от загрязнений в домашних условиях» с фотопрезентацией

Способствовать развитию всех компонентов устной   речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).

Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность:

•ООД «Живая почва»

•Опыты «Состояния воды»


Зарисовка проведённых опытов

•Чтение стихотворений

Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Физическое развитие

Совместная деятельность:

Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика «Коль с водой имеем дело..», «Раз, два, три, четыре, пять, мы во двор пошли гулять..»

Физкультминутки: «В землю зёрнышко попало»; «Воздушный шарик».

•П/И «Мы –капельки»

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения.

Предполагаемые результаты:

-       на основе практического опыта дети могут анализировать ответы, доказывать, делать самостоятельные выводы и применять их в самостоятельной деятельности;

-       у детей расширены представления о методах получения нового знания: опыт, наблюдение (эмпирические методы исследования); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы исследования);

-       у детей обогащены знания и представления по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы»;

-       дети умеют работать с моделями;

-         дети проявляют интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми;

-         дети проявляют интерес и желание расширять свой кругозор, исследовать окружающий мир.

Основными методами и приёмами проекта являются:

-     игровой метод;

-     проблемно-поисковый метод;

-     словесные методы: беседа, объяснение, вопросы;

-     наглядные методы: иллюстративный и предметный материал;

-     учебно-познавательная деятельность (самостоятельная и под руководством воспитателя).

Практическая значимость проекта:

Для педагогов:

üПополнение предметно-развивающей среды литературой, фотографиями, иллюстрациями, загадками, презентациями, опытами на тему: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы»;

üПополнение дидактических и методических материалов и пособий по данной теме.

Для детей:

-       знакомство с различными методами исследования: опыт, наблюдение (эмпирические методы); анализ, синтез, обобщение (теоретические методы);

-       расширение знаний и представлений по темам: «Свойства воздуха», «Свойства и состояния воды», «Свойства почвы», «Состав почвы»;

-       проявление интереса и желания расширять свой кругозор, исследовать окружающий мир.

Для родителей:

üАктивное участие родителей в деятельности ДОУ;

ü Повышение компетентности родителей в организации детского экспериментирования с целью развития познавательного интереса детей.

Итоговое мероприятие: Выступление юных исследователей «Опыт по очистке воды от загрязнений в домашних условиях» с фотопрезентацией

1 ЭТАП: Подготовительный

(15.03.21г.-19.03.21г.)

-       Определить уровень знаний детей по темам: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха», «Свойства почвы», «Состав почвы».

-       Определить тему проекта, задачи, подобрать необходимую литературу по данной теме.

-       Составить план совместной деятельности с воспитателями, учителем-логопедом.

-       Привлечь внимание родителей и детей к теме проекта.

2 ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию

Воспитатель организует беседу с детьми:

-Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? (ответы детей)

-Исследователи – это люди, которые занимаются изучением различных явлений окружающего мира. Это учёные, благодаря открытиям которых, различные виды наук пополняются новыми знаниями. А как вы думаете, каким образом исследователи изучают окружающий мир? (ответы детей: много читают и т.п.)

-Да, действительно, учёные изучают много литературы. А ещё, ребята, они ставят различные интересные опыты и проводят эксперименты! Скажите, дети, хотели бы и вы на некоторое время превратиться в исследователей? (ответы детей: Да, хотим!)

-Замечательно! Словно настоящие учёные, мы будем проводить занимательные опыты, наблюдения и узнаем много нового. Будет очень интересно!

Календарно-тематическое планирование

Основные мероприятия

Дата

Содержание деятельности

Участники

Понедельник  22.03.21г.

ООД с элементами экспериментирования «Воздух – волшебный невидимка»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Воспитатели

Родители

Дети

Вторник

23.03.21г.

Беседа «Поговорим о воде»

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»

Учитель-логопед

Воспитатели

Дети

Среда

24.03.21г.

Опытно-экспериментальная деятельность «Состояния воды»

ТРИЗ «Загадки Снежной Королевы о воде»

Воспитатели

Дети

Четверг

25.03.21г.

ООД с элементами экспериментирования «Живая почва»

Буклеты для родителей «Семейная лаборатория»

Воспитатели

Родители

Дети

Пятница

26.03.21г.

Выступление юных исследователей «Опыт по очистке воды от загрязнений в домашних условиях» с фотопрезентацией

Воспитатели

Дети

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год