Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Самара-крепость, Самара-город» в подготовительной к школе группе
Познание
Автор: Смирнова Елена Петровна, Козлова Татьяна Дмитриевна   
14.07.2022 13:11

Проект «Самара-крепость, Самара-город» в подготовительной к школе группеПроект «Самара-крепость, Самара-город» в подготовительной к школе группе

Авторы: Смирнова Елена Петровна, Козлова Татьяна Дмитриевна, воспитатели МБДОУ д/с №395 г.о. Самара

Дошкольный возраст – это особый период в жизни человека. Именно в это время устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Ведь только из любви к России, к её культуре, к истории можно воспитать любовь к своей малой Родине.

Известно, что маленький ребенок не знает своей истории, не обращает внимания на красоту родного края, в то время, как любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свой быт и традиции. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славится его край: историей, достопримечательностями, памятниками, известными личностями.

 

Актуальность. Современные исследователи считают, что главное в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников– это национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен сначала познакомиться со своим исконным, а потом уже изучать чужое.

В современном мире дети имеют общее представление о стране, гимне и гербе, но у них мало знаний о родном крае. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего края не знают, не могут объяснить, чьё имя носят улицы города. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Поэтому воспитатели, конечно вместе с родителями, должны помочь детям получить полное представление о своей малой Родине и полюбить её. Для этого и была начата работа над данным проектом.

Цель проекта: формирование представлений о достопримечательностях города Самара и его знаменитых людях, основных сведений по истории Самарской области и России. Расширение детского кругозора.

Задачи проекта:

  • познакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города
  • развивать бережное отношение к городу и его природе
  • развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков
  • обобщить и систематизировать знания о родном крае.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: информационно-творческий.

По продолжительности: краткосрочный.

Этапы реализации проекта.

  1. Подобрали и изучили литературу по данной теме, искали фотографии и иллюстрации.
  2. Провели анкетирование родителей и диагностику детей по выявлению уровня знаний о родном городе.
  3. Разработали образовательную деятельность (конспекты НОД, изготовление дидактических игр, работа с родителями).
  4. Начали реализацию проекта:
  • беседовали о родном городе на темы: «Самара-вторая столица», «Наш микрорайон», «Улицы нашего города», «Парки и скверы»
  • читали художественную литературу: сказки и предания Самарского края, сказки и предания Жигулей (легенды «Сокол и Жигуль», «Утёсы над Волгой», «Пещера» и другие, сказ «Иван да Груня», предания «Каменный двор», «Зимовье атамана», «Волшебный платочек» и другие)
  • читали стихи и разучивали песни о красоте Волге, Жигулей, Самары: «Течёт река Волга», «Люблю тебя, моя Самара», «Ах, Самара-городок», «Жигули», «Из-за острова» и др.
  • проводили НОД: «История возникновения родного города», «Знакомство с памятниками Самары», «Путешествие по улицам Самары»
  • на занятиях по художественно-изобразительной деятельности рисовали улицы нашего города, памятные места, достопримечательности, лепили Ладью.
  • в практической части использовали дидактические и настольно-печатные игры: «Сложи картинку», «Волшебный город», «Собери флаг», «Геральдика». — также проводилась работа с родителями:

консультации, беседы: «Куда сходить с ребёнком на выходных?», «Мой город – Самара», «По улицам родного города».

  • Заключительный этап: проведение тематической викторины «Люби и знай родной свой край» и изготовление совместно с родителями лэпбука «Самара-мой город».

Результаты. По окончании проекта мы заметили, что в ходе проведения викторины дети показали хорошие знания истории возникновения города, о его достопримечательностях. Начали узнавать гербы крупных городов области, могут коротко рассказать о некоторых известных людях, в честь которых названы улицы. В свободной деятельности с лэпбуком у детей закрепились и систематизировались полученные знания, повысился интерес к родному городу. После занятий по художественно-изобразительной деятельности, ребята стали обращать внимание на красоту нашего края, его богатство и разнообразие. Дети стали с уважением относиться к истории своего города и области, к людям, внёсшим свой вклад в развитие нашего региона.

Заключение. Таким образом, воспитывая любовь к своему городу, мы подводим детей к пониманию, что он – частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди много общего. Люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных и т.д.) соблюдают традиции. Вот именно здесь велика роль краеведческой работы, в сохранении народных традиций.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год