Конспект открытого педагогического мероприятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы «Семейный бюджет. Доходы и расходы» |
Познание | |||
Автор: Московкина Галина Николаевна | |||
06.10.2022 10:46 | |||
Конспект открытого педагогического мероприятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы «Семейный бюджет. Доходы и расходы» Программное содержание: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (основной и неосновной). Задачи:
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет. Активизация словаря: доход, расход, купюра.
Материал и оборудование: презентация «Семейный бюджет», мяч для игры «Расход – доход», набор картинок к игре «Можно – нельзя», магнитная доска, ноутбук. Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Доброе утро, ребята, как ваше настроение сегодня? Дети: Доброе утро, хорошо. Утренний круг (дети встают в круг с воспитателем) Как хорошо на свете жить, (руки вверх) Как хорошо уметь дружить, (руки в центр круга) Как хорошо, что есть друзья, (берутся за руки и качают ими) Как хорошо, что есть и я (указывают рукой на себя). Воспитатель: - Я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется. «Три копейки на покупку». Маму в магазин провожает сын, Три копейки он ей даёт: «Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. И на сдачу, можешь даже, И свистульку мне купить…» - Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему? Ответы детей Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? Ответы детей Воспитатель: А знаете ли вы, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями. Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе. - Открываем глаза. Вот мы и в школе. (Слайд № 1. Школа экономики) Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. 2. Основная часть. Воспитатель демонстрирует копилку. Воспитатель: - Ребята, что это такое? - Для чего нужна копилка? - Как вы думаете, что там внутри? Воспитатель: А что такое деньги? Дети: Деньги – это такие бумажки или монеты, на которые мы можем купить что- то или оплатить услуги. Воспитатель: Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги. А какие бывают деньги? Дети: Бумажные и металлические. Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Работа с презентацией. (Слайд №2 «Деньги и их виды».) Деньги бывают двух видов: бумажные – купюры, металлические – монеты. Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а деньги везде одинаковые? Ответы детей: Нет, почти у каждой страны своя валюта. Обратите внимание на нашу доску, здесь купюры разных стран, ваша задача убрать отсюда все иностранные деньги и оставить только российские рубли. (Дети выполняют задание.) Ребята, а где же люди берут деньги? Дети: Взрослые получают зарплату. Воспитатель: Верно, все взрослые за свою работу получают зарплату. (Слайд №3. «Семья».) Бабушки и дедушки, которые уже не работают, но раньше достойно трудились, получают пенсию. Подростки, которые учатся в университете или техникуме – получают стипендию. Все вместе эти деньги составляют – семейный бюджет, то есть — это все средства, которые зарабатывает семья. Посмотрите на изображение семьи и скажите пожалуйста, кто из членов семьи получает деньги? Как называются деньги, которые получают мама и папа? Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка? Ответы детей при работе со слайдом. Воспитатель: Теперь мы знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить всё вместе – зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это ребята. Воспитатель: А теперь посмотрите на следующий слайд. (Слайд №4 «Схема Доход и расход».) Представьте, что первое облако — это весь ваш семейный доход. В него входит и зарплата взрослых и пенсия, стипендия, выигрыш в лотерею, полученное наследство, и даже, если мы найдём клад. Облачко растёт и увеличивается, если мы его пополняем. А вот второе облачко, оно меньше по размеру, чем первое – это расход вашей семьи, то есть это средства, которые мы тратим. На что мы можем потратить деньги? Ответы детей: покупка товаров, поездку на отдых, покупку лекарств… Воспитатель: Правильно, ребята, всё это наши расходы. Расходы бывают основные – это те, что нам необходимо оплачивать в первую очередь и неосновные — те, что можно купить в другой раз. К основным относятся: оплата коммунальных услуг, покупка продуктов питания и предметов гигиены. К неосновным расходам относятся: отдых, развлечения, покупка машины и игрушек. Давайте вместе с вами повторим, что такое доход и что такое расход. А теперь немного отдохнём. Физминутка. Мы бежали по дорожке (бег на месте) Порвались вдруг босоножки (1 хлопок в ладоши) Что же делать? Как нам быть? (разводим руки в стороны) Где же обувь нам добыть? (руки на щёчки и качаем головой) Будем обувь покупать (4 хлопка в ладоши) Станем денежки считать (пальчиками имитируем счёт денег) Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики) Вот мы туфельки купили (показываем ручками на ножки, ножку ставим на пяточку) А теперь отгадайте загадку: Коль трудился круглый год Будет кругленьким (доход) Я предлагаю вам поиграть в игру «Доход – расход» и закрепить новые знания. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а ваше задача поймать мяч и громко сказать доход это или расход. Проводится игра «Доход – расход». -Родители получили зарплату - Купили продукты - Вам подарили деньги на день рождение - Папа потерял кошелёк -Бабушка получила пенсию - Маме купили новые сапоги - Папе купили запчасти на машину - Брат нашёл клад - Мама получила премию Молодцы, справились с заданием. Воспитатель: А всё ли можно купить за деньги? Дети: Нет. Воспитатель: А вот всё ли можно купить за деньги или нет, мы сейчас с вами проверим. Проводится игра «Можно -нельзя» Из предложенных 10ти картинок (радуга, солнце, продукты, машина, объятия мамы, мальчик с девочкой за руку (дружба, конфеты, девочка спит (сон, лекарства, улыбка) нужно двум ребятам отобрать всё, что можно купить за деньги, а двое других отбирают картинки того, что нельзя купить за деньги. Отобранные картинки крепят на магнитную доску. Воспитатель вместе с остальными ребятами проверяют правильность выполнения задания. Воспитатель: Ребята, деньги — это конечно хорошо, но в нашей жизни не всё можно приобрести за деньги и мы это с вами увидели. Об этом нужно всегда помнить. Воспитатель: Ребята, раз уж мы попали в школу экономики, пора бы нам узнать, как можно экономить. Что надо делать, чтобы наш семейный бюджет рос, а не уменьшался? (Слайд № 5. На чём можно экономить?) Ответы детей: Надо экономить. Воспитатель: Правильно, надо экономить, а как? Ответы детей: Бережно относиться к деньгам, экономить свет, газ, воду. Воспитатель: Ребята, на наше занятие подошло к концу и давайте мы с вами вспомним с какими словами мы познакомились и что вы узнали. Ответы детей: Мы узнали, что такое экономика, про доходы и расходы, про то, что можно купить за деньги, а что нельзя. Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что ваши знания очень вам пригодятся в будущем. Вы теперь научились экономить и можете даже других научить. Я благодарю вас за сегодняшнее активное участие и дарю вам всем вот такие шоколадные монеты.
|