Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментальная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Познание
Автор: Козулева Татьяна Николаевна   
21.10.2022 22:39

Экспериментальная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.Экспериментальная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Актуальность: на сегодняшний день острой и актуальной является проблема развитие речи детей с нарушением слуха. Состояние речи детей с нарушениями слуха разнообразно и зависит от ряда факторов: — степени и срока снижения слуха. Чем больше потеря слуха, чем раньше наступило снижение слуха, тем сильнее страдает речь. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. В раннем возрасте различия в развитии между слышащим ребенком и с нарушенным слухом очень незначительны. Постепенно, по мере того как слышащий ребенок овладевает речью, это различие увеличивается. Глухой ребенок не начинает говорить и развитие его, если оно протекает без слов, ограничено. Ребенку нельзя ничего ни сказать, ни объяснить. Его нужно специально научить слушать, понимать речь и говорить.

 

В основном дети, поступающие в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития, от полного отсутствия речи, голосовой реакции, знания небольшого количества слов, которые дети производят усеченно, в виде лепетных слов до владения короткой фразой с аграмматизмами. Понимание обращенной речи тоже нарушено, от полного его непонимания до понимания речи в ситуации ограниченного наглядного выбора. Поэтому нам, педагогам, работающим с детьми со сниженным слухом, важно любым способами стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и в специально организованной образовательной деятельности.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открывать, изучать — для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.

Наша задача не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности в тесном сотрудничестве с родителями, так как угасание к экспериментальной деятельности происходит чаще по вине взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла. Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания. Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, информируем родителей о важности вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде. Что развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Так как эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим — созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний.

Целью нашей работы является: развитие речи через экспериментально — исследовательскую деятельность у детей с нарушением слуха.

Нами поставлены следующие задачи:

  • создание условий для экспериментально-игровой деятельности детей
  • развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми
  • расширение и активизация словарного запаса детей на основе простейших опытов и экспериментов
  • формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; формирование умения произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно; — формировать глобальное и аналитическое чтение
  • формирование интерес родителей к детской поисково познавательной деятельности. — воспитывать интерес к поисково-познавательной деятельности.

Для решения этих задач в группе создана детская лаборатория «Юный исследователь». Все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, и дети могут самостоятельно заняться познавательно-исследовательской деятельностью.

Уголок, который предназначен для проведения опытов, дети знают, что это место для экспериментов. Там расположены: баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и ещё очень многое — всё интересное и продуктивное для экспериментирования. Хранятся предметы: камушки, ракушки, кристаллы, поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок, природный и бросовый материал. (Высушенные листья, вата, перья, колбы, пипетки, мерные стаканчики)

В группе активно функционирует мини-библиотека, в которой находятся детские книги, книжки-малышки, энциклопедии, журналы и другие книги познавательного характера. Книги постоянно пополняются и обновляются. Дети рассматривают их, комментируют иллюстрации. Это хороший метод речевого и познавательного развития детей.

Познавательно — исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование (с вещами, геометрическими фигурами, в ходе которого, например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме, назначению).

В младшем дошкольном возрасте познавательно — исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

Экспериментальная работа вызывает у наших детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную и интеллектуальную активность. Эксперименты со снегом и льдом — в тепле начинают таять, дети приходят к выводу, что это вода. Эксперименты с деревом — дети делают вывод — оно крепкое, прочное, не тонет и может плавать. Эксперименты с красками — смешивая краски, получаются новые цвета. Эксперименты с водой — это жидкость, она прозрачная, не имеет вкуса, приобретает форму сосуда. Например: при переливании воды из одного сосуда в другой дети узнают, что вода жидкая. Эксперименты с воздухом — дошкольники делают вывод, он безцветный, прозрачный, мы его не видим, но он находится в окружающем нас мире.

В своей работе используем такие виды экспериментальной деятельности как: экспериментальная деятельность, организованная педагогом; краткосрочные и долгосрочные наблюдения; познавательные занятия с элементами экспериментирования; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми.

Проводя работу по развитию речи детей с нарушением слуха через экспериментирование, учим давать определения предметам и явлениям; классифицировать предметы по простейшим признакам; выявлять элементарные взаимосвязи объектов; наблюдать за окружающим миром, постепенно подводим к элементарным выводам.

Познавательно-исследовательская деятельность детей представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, но в ходе него дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. И все они обозначаются словами и способствует развитию речи.

Большое поле для исследования открывают для них игры с песком и водой, манкой, фасолью и другими мелкими предметами. Давно известно, что состояние мелкой моторики напрямую влияет на речевое развитие ребёнка. Поэтому постоянная работа над моторикой пальцев рук служит благоприятной предпосылкой для дальнейшего речевого развития глухих и слабослышащих детей. В это время происходит первое знакомство детей с цветами, геометрическими фигурами, животным и растительным миром, свойствами изучаемых предметов и явлений. Обогащается пассивный и активный словарный запас детей.

Благодаря экспериментированию дети учатся, в доступной для них форме, формулировать свои мысли, задавать вопросы, делать элементарные выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого формируется и совершенствуется речь. В ходе исследовательской деятельности игровыми приёмами стимулируем детей говорить, прививаем детям навыки межличностного общения: умение договариваться. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, понимать, активизируем застенчивых детей. Через экспериментирование подводим детей к самостоятельной речевой активности, умению задавать вопросы.

Развивая речь детей с нарушениями слуха через экспериментирование, используем следующие методы: наглядные, словесные, практические, ИКТ, игровые, проблемные. Работа по данному направлению выводит ребенка на новый уровень развития. Наша практика показывает, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности наблюдается положительная динамика речевого развития воспитанников. У детей значительно увеличивается словарный запас, формируется умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя. Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования: — Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой М., 2010
  4. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: – М., 2001.
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: — Методические рекомендации. АРКТИ, 2008
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год