Экспериментальная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. |
Познание | |||
Автор: Козулева Татьяна Николаевна | |||
21.10.2022 22:39 | |||
Экспериментальная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Актуальность: на сегодняшний день острой и актуальной является проблема развитие речи детей с нарушением слуха. Состояние речи детей с нарушениями слуха разнообразно и зависит от ряда факторов: — степени и срока снижения слуха. Чем больше потеря слуха, чем раньше наступило снижение слуха, тем сильнее страдает речь. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. В раннем возрасте различия в развитии между слышащим ребенком и с нарушенным слухом очень незначительны. Постепенно, по мере того как слышащий ребенок овладевает речью, это различие увеличивается. Глухой ребенок не начинает говорить и развитие его, если оно протекает без слов, ограничено. Ребенку нельзя ничего ни сказать, ни объяснить. Его нужно специально научить слушать, понимать речь и говорить.
В основном дети, поступающие в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития, от полного отсутствия речи, голосовой реакции, знания небольшого количества слов, которые дети производят усеченно, в виде лепетных слов до владения короткой фразой с аграмматизмами. Понимание обращенной речи тоже нарушено, от полного его непонимания до понимания речи в ситуации ограниченного наглядного выбора. Поэтому нам, педагогам, работающим с детьми со сниженным слухом, важно любым способами стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и в специально организованной образовательной деятельности. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открывать, изучать — для ребёнка это сделать шаг в неизвестное. Наша задача не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности в тесном сотрудничестве с родителями, так как угасание к экспериментальной деятельности происходит чаще по вине взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла. Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания. Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, информируем родителей о важности вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде. Что развитие речи в семье важно соединить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Так как эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни человека и в связи с этим — созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспечивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговорной речи высказываний. Целью нашей работы является: развитие речи через экспериментально — исследовательскую деятельность у детей с нарушением слуха. Нами поставлены следующие задачи:
Для решения этих задач в группе создана детская лаборатория «Юный исследователь». Все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, и дети могут самостоятельно заняться познавательно-исследовательской деятельностью. Уголок, который предназначен для проведения опытов, дети знают, что это место для экспериментов. Там расположены: баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и ещё очень многое — всё интересное и продуктивное для экспериментирования. Хранятся предметы: камушки, ракушки, кристаллы, поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок, природный и бросовый материал. (Высушенные листья, вата, перья, колбы, пипетки, мерные стаканчики) В группе активно функционирует мини-библиотека, в которой находятся детские книги, книжки-малышки, энциклопедии, журналы и другие книги познавательного характера. Книги постоянно пополняются и обновляются. Дети рассматривают их, комментируют иллюстрации. Это хороший метод речевого и познавательного развития детей. Познавательно — исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование (с вещами, геометрическими фигурами, в ходе которого, например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме, назначению). В младшем дошкольном возрасте познавательно — исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Экспериментальная работа вызывает у наших детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную и интеллектуальную активность. Эксперименты со снегом и льдом — в тепле начинают таять, дети приходят к выводу, что это вода. Эксперименты с деревом — дети делают вывод — оно крепкое, прочное, не тонет и может плавать. Эксперименты с красками — смешивая краски, получаются новые цвета. Эксперименты с водой — это жидкость, она прозрачная, не имеет вкуса, приобретает форму сосуда. Например: при переливании воды из одного сосуда в другой дети узнают, что вода жидкая. Эксперименты с воздухом — дошкольники делают вывод, он безцветный, прозрачный, мы его не видим, но он находится в окружающем нас мире. В своей работе используем такие виды экспериментальной деятельности как: экспериментальная деятельность, организованная педагогом; краткосрочные и долгосрочные наблюдения; познавательные занятия с элементами экспериментирования; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми. Проводя работу по развитию речи детей с нарушением слуха через экспериментирование, учим давать определения предметам и явлениям; классифицировать предметы по простейшим признакам; выявлять элементарные взаимосвязи объектов; наблюдать за окружающим миром, постепенно подводим к элементарным выводам. Познавательно-исследовательская деятельность детей представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, но в ходе него дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. И все они обозначаются словами и способствует развитию речи. Большое поле для исследования открывают для них игры с песком и водой, манкой, фасолью и другими мелкими предметами. Давно известно, что состояние мелкой моторики напрямую влияет на речевое развитие ребёнка. Поэтому постоянная работа над моторикой пальцев рук служит благоприятной предпосылкой для дальнейшего речевого развития глухих и слабослышащих детей. В это время происходит первое знакомство детей с цветами, геометрическими фигурами, животным и растительным миром, свойствами изучаемых предметов и явлений. Обогащается пассивный и активный словарный запас детей. Благодаря экспериментированию дети учатся, в доступной для них форме, формулировать свои мысли, задавать вопросы, делать элементарные выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого формируется и совершенствуется речь. В ходе исследовательской деятельности игровыми приёмами стимулируем детей говорить, прививаем детям навыки межличностного общения: умение договариваться. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, понимать, активизируем застенчивых детей. Через экспериментирование подводим детей к самостоятельной речевой активности, умению задавать вопросы. Развивая речь детей с нарушениями слуха через экспериментирование, используем следующие методы: наглядные, словесные, практические, ИКТ, игровые, проблемные. Работа по данному направлению выводит ребенка на новый уровень развития. Наша практика показывает, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности наблюдается положительная динамика речевого развития воспитанников. У детей значительно увеличивается словарный запас, формируется умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя. Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается Список литературы:
|