Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников
Познание
Автор: Митрофанова Оксана Николаевна Тужилкина Зинаида Анатольевна   
07.11.2022 14:36

Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольниковНаглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развитию познавательной деятельности детей.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий детей, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первоначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о ценностях народа, о нашей планете.

Ребенок дошкольного возраста — неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира.

 

Скачать конспект

Помогает обогащать знания детей об окружающей действительности дидактический наглядный материал. Он помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Наглядные пособия применятся в детских садах на различных этапах образовательного процесса: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении его с детьми, во время повторения изученного материала и при проверке воспитателем знаний детей, а также в игровой и самостоятельной деятельности детей.

В ДОУ используются следующие виды наглядности.

  1. Естественная наглядность (гербарии, коллекции минералов, камней, насекомых); функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
  2. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
  3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы, стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение).
  4. Объемная наглядность (модели, макеты, муляжи, лэпбуки); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
  5. Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
  6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно — обобщенным, символическим отображением реального мира.
  7. Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Весь наглядный материал также условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

В связи с этим для развития познавательной деятельности детей старшего возраста нами были изготовлены наглядные пособия по следующим направлениям образовательной области «Познавательное развитие»:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Ознакомление с предметным окружением.
  • Ознакомление с социальным миром.
  • Ознакомление с миром природы.

При создании наглядных пособий мы придерживались следующих требований. Наглядный материал:

  • должен соответствовать возрасту и уровню развития детей
  • должен реально отражать окружающую действительность
  • должны быть хорошо выражены особенности предметов
  • должен быть высокохудожественным по содержание и оформлению
  • изображения не должны изобиловать деталями
  • должен быть привлекательным для детей, безопасным
  • хранить его необходимо отдельно от других предметов и игрушек
  • при демонстрации необходимо размещать на уровне глаз детей
  • оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности
  • должен периодически обновляться
  • к нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.

Мы хотели бы поделиться некоторыми своими наработками.

Пособия по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Лепбук «Юный исследователь». Цель: формирование любознательности детей, знакомство со свойствами предметов и веществ, способами их исследований.

Наглядное пособие «Цветовые круги». Цель: расширение представлений детей о смешивании цветов для получения новых цветов и оттенков.

Пособия по формированию элементарных математических представлений

Наглядное дидактическое пособие «Учусь складывать». Цель: закрепление навыков счета в пределах 10, решение примеров на сложение.

Интеллект-карта «Величина». Цель: закрепить у детей старшего дошкольного возраста представление о величинах и их измерении.

Наглядное пособие «Радужная неделька». Цель: закреплять у детей последовательность дней недели с опорой на цвет.

Наглядно-дидактическая игра «На что похоже?» Цель: развивать образное мышление детей, закреплять знания о геометрических фигурах.

Пособия по ознакомлению с социальным миром

Эти пособия находятся в Уголке патриотического воспитания нашей группы.

Лэпбук «Россия и Пензенская область». Цель: формировать представление детей о Родине – России и малой родине – Пензенской области.

Наглядно-дидактическое пособие «Кубики истории». Цель: расширять представления старших дошкольников о значимых событиях истории и памятных местах России.

Лэпбук «Азбука безопасности». Цель: формирование у детей основ безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения в обществе.

Макеты по пожарной безопасности: «Пожарный щит» и «Спички детям не игрушка». Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Плакат «Безопасность при пожаре». Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; предупредить баловство детей с огнём.

Макет «Перекресток». Цель: изучение правил дорожного движения дошкольниками, знакомство с дорожными знаками, знакомство с дорожной разметкой для пешеходов "зеброй".

Плакат «Сто советов для здоровья». Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Плакат «Азбука поведения на природе». Цель: формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения в природе.

Наглядно-дидактическое пособие «Полезная и вредная еда для зубов». Цель: закрепление представлений детей о полезной и вредной пище для зубов.

Наглядное пособие «Смайлики настроения». Цель: формировать умения распознавать эмоции по схематическому изображению, соотносить схематическое и реальное изображение эмоций.

Пособия по ознакомлению с миром природы.

В Уголке природы нашей группы находятся следующие наглядные пособия.

Макет «Круговорот воды в природе». Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе.

Макеты «Зона смешанных лесов», «Африканская саванна», «Арктика». Цель: расширить и закрепить представления детей о природных зонах окружающего мира.

Макет «Подводный мир». Цель: дать представление детям о морских жителях, об их образе жизни.

Макет «Вулкан». Цель: познакомить дошкольников с природным явлением вулкан, сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Альбом «Крупы». Цель: расширение представлений детей о различных видах круп.

Коллекция «Семена». Цель: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Наглядно-дидактическое пособие «По следам невиданных зверей». Цель: формировать у детей знания о диких животных, их особенностях.

Наглядно-дидактические пособия для познавательного развития детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью предметно-пространственной среды группы ДОУ и создают условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становятся материальной основой мыслительной деятельности. Опыт нашей работы показал, что метод использования наглядных пособий очень эффективным средством в дошкольной педагогике.

Данные пособия могут использоваться как воспитателями, так и специалистами по работе с лексическими темами. Они могут быть рекомендованы родителям как дополнительный материал для занятий с детьми дома.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год