Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)»
Познание
Автор: Носкова Елена Вячеславовна   
07.11.2022 18:34

Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)»Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Познакомить с новым свойством жидкости: плотность (жирность молока).
  • Учить работать с незнакомыми растворами.
  • Закреплять умения сравнивать свойства жидкости: форма, цвет, запах.
  • Обогащать речь детей словами: безвкусный, жидкость, молекула, раствор, эксперимент.
  • Развивать любознательность, умение соблюдать технику безопасности, умение строить понятные для партнера высказывания, анализировать и обобщать увиденное, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Воспитывать желание проводить опыты, умение работать в паре, договариваться и учитывать мнение партнера.

Пропедевтическая работа:

 

Наблюдение за свойствами воды (февраль); наблюдение за снегом, льдом, водой во время прогулок на участке; д/игры; беседы и рассматривание иллюстраций о разных материалах, веществах.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор.

Материал к занятию (каждой паре): прозрачные стаканы -по 3 шт., ёмкость с водой, емкость с молоком, ватные палочки, пищевой краситель (1пакетик на пару) емкость с моющим средством, тарелка глубокая (1 на пару), чайные ложки, салфетки.

Ход:

Дети становятся в круг.

Встанем вместе в один круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Ребята, вы любите познавать новое?

-Как вы думаете, где и как можно познать новое?

Сегодня я предлагаю вам отправиться в одно необычное место.

Там проводят эксперименты –Интересные моменты!

Всё, всё, всё можно узнать!

Можно даже записать! Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (в лабораторию)

- Что такое лаборатория? (Дети рассуждают) СЛАЙД 2

- Верно, ребята. Да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

-А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

- Сегодня мы вместе с вами будет лаборантами, работать будем в лаборатории

Для начала вспомним правила поведения в лаборатории СЛАЙД 3

В лаборатории разрешается:

  • проводить опыты в парах
  • договариваться с партнером, рассуждать, делать выводы

-аккуратно работать с оборудованием, растворами и жидкостями…

Как нужно вести себя в лаборатории?

- не кричать

- не переходить с места на место

Ребята, как вы думаете, в чем работают лаборанты, что нужно для работы с разными растворами, веществами? (Дети: специальная одежда)

Воспитатель: — верно, ребята, надеваем фартуки мальчики синие, а девочки красные. Можно встать друг за другом и помочь завязать соседу фартук. На эмблемах есть цифры, внимательно рассмотрите их и найдите такую же, найдите свою пару. Работать в лаборатории будем парами, каждый на своем месте. Найдите номер стола. Он соответствует цифре на вашем фартуке.

- С какими веществами мы сегодня будем работать в нашей лаборатории, вам предстоит отгадать:

Загадывание загадки:

1. Белая водица,

Всем нам пригодится.

Из водицы белой,

все что хочешь делай:

сливки, простоквашу,

масло в кашу нашу.

Ешь, пей, гостям налей

и коту не пожалей. (молоко)

-Как вы догадались? (Давайте проверим) СЛАЙД 4

2. В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает. (Вода)

- Как вы узнали, что это вода? (Проверяем) СЛАЙД4

-Кто догадался, что мы сегодня будем делать?

-Кто может назвать, что мы будем сравнивать в нашей лаборатории сегодня?

Сегодня мы будем проводить эксперимент с молоком и водой, сравнивать их свойства, делать выводы и выбирать подходящую схему свойств наших жидкостей

Итак, приступаем к нашим исследованиям.

Помним правила работы в паре и в лаборатории.

Выполняем задания по очереди, договариваемся друг с другом.

Опыт 1 (свойство-жидкость)

- Что такое вода? Что такое молоко? (ответы детей)

Если не ответили- Сейчас мы узнаем, что это?

Если ответили – Сейчас мы проверим, так ли это?

-Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется). Значит она какая? (жидкая)

-Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? (оно тоже льется). Значит оно какое?

-Какой можно сделать вывод, что и молоко, и вода какие...? (жидкие) (заполняем схему).

Поскольку вода и молоко жидкие, их называют жидкостью. (Повторим хором)

Опыт 2 (свойство – запах)

-Имеют ли вода и молоко запах?

-Мнения разделились, давайте проверим.

Сначала мы узнаем есть ли запах у воды (дети нюхают воду).

- Почему не почувствовали запаха воды? (рассуждения детей)

- Проверьте, есть ли запах у молока. Давайте понюхаем молоко?

- Что вы можете сказать? (У молока есть запах)

(заполняем схему).

Подводя итог нашего опыта, какой вы можете сделать вывод?

Дети: рассуждают.

Правильно, молоко имеет запах, вода – не имеет запаха.

Опыт 3 (свойство – прозрачность, цвет)

-Опустите ложку в стакан с водой. Почему мы видим ложку?

(потому что вода прозрачная).

-Какого она цвета? (обратить внимание, что чистая вода — бесцветная)

- Опустите ложку в стакан с молоком? Что заметили? Почему не видно ложки? Какого оно цвета?

Какой можно сделать вывод?

Верно, вода прозрачная и бесцветная, а молоко –белое, непрозрачное.

(заполняем схему)

Физ минутка «Молекулы»

- Ребята, вы знаете, что такое молекулы? (дети рассуждают)

Правильно, это маленькие невидимые частицы жидкости.

Вода и молоко состоят из маленьких частиц, которых видно только под микроскопом.

Посмотрите на экран СЛАЙД 5

Выходите на палас Вы сейчас будете этими молекулами. При нагревании (звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу – молекулы воды собираются в свой стакан, молекулы молока – в свой (2-3 раза)

Работа лаборатории требует много сил и напряжения. Давайте сделаем

Гимнастика для глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

Опыт 4 (свойство «Плотность жидкости»)

-Налейте воды в тарелку (1, 3, 5 пары), и молоко- (2, 4, 6 пары). Возьмите пакетик с красителем и насыпьте его в тарелку.

- Что происходит? (В воде краситель растворяется быстро, а в молоке – медленно.) – Как вы думаете, почему? (дети рассуждают).

Верно, ребята, это происходит, потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода. СЛАЙД 5

-Ватной палочкой набираем моющее средство и опускаем в воду.

- Что происходит? (практически ничего)

- Затем другой палочкой опять набираем моющее средство и опускаем в молоко в середину тарелки?

- Что происходит? (Молоко начинает двигаться)

- Как вы думаете, почему молоко так реагирует на моющее средство? (дети рассуждают).

Это происходит, потому что моющее средство влияет на молекулы жира в молоке. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

В молоке медленно растворяется краситель, потому что оно гуще из-за молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней растворяется быстро.

(заполнили схему)

- Как вы думаете, ребята, почему мы не можем выпить это раствор?

Верно, нельзя выпивать незнакомую жидкость, это небезопасно, можно отравиться.

- Итак, ребята, вы провели несколько опытов, сделали выводы, составили схему и обозначили свойства воды и молока.

- Назовите свойства молока и воды, которые сегодня вы узнали? (смотрим на схему)

-А что мы сегодня делали?

Правильно, вы сравнили свойства воды и молока, в опытах научиться их различать.

- Посмотрите на схему и скажите, чем же отличается вода от молока?

- Чем они похожи?

Давайте проверим это СЛАЙД 6

Все верно, вода-это прозрачная бесцветная жидкость без запаха. Молоко – это белая жидкость с запахом, гуще чем вода из-за молекул жира.

Время работы в лаборатории наше подходит к концу.

Нам пора завершить работу и вернуться в группу.

- Подумайте и скажите, что нам нужно сделать после работы? (Дети отвечают: — Привести в порядок рабочее место, снять специальную одежду).

Рефлексия:

Вы сегодня были настоящими лаборантами

-Что было особенно интересным сегодня для вас?

-Что было сегодня для вас очень трудным?

Предлагаю вам оценить свою работу:

Если думаете, что всё делали правильно, соблюдали правила поведения в лаборатории, то возьмите голубую капельку, если нет, то белую.

Если все было легко и интересно, возьмите голубую веселую капельку, если возникли трудности и было неинтересно, то белую грустную капельку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год