Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группы
Познание
Автор: Жигналь Елена Николаевна   
16.12.2022 00:02

Познавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группыПознавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группы

Воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко» Жигналь Елена Николаевна

Мир, окружающий ребёнка — это прежде
всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.А. Сухомлинский

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

 Скачать конспект

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с коррекцией развития, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития. В игре дети отражают свои представления и знания об окружающем мире.

Игра-путешествие как форма развития познавательной активности всегда привлекательна для детей. Она интересна, реализуется через различные виды деятельности, способствует комплексному изучению той или иной темы.

Вид проекта: познавательно — игровой.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели.

Проблема: недостаточное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Актуальность:

интерес детей к явлению природы «холод». Что это такое, как и кто может жить в условиях холода.

Цель проекта:

расширить представления дошкольников о жизни людей и животных на Севере, как климатической зоне, развить познавательный интерес к природе, животным и людям северного края. Формировать чувства удивления и восхищения миром льда и снега.

Задачи:

  1. формировать представления о Севере, как к климатической зоне; о приспособлении животных и людей к среде обитания;
  2. развиваться умение понимать и познавать окружающий мир;
  3. стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников;
  4. активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать грамматически правильную, связную речь;
  5. побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе;
  6. учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение;
  7. прививать любовь к природе, бережное отношение к животным северного края.
  8. развивать зрительное восприятие, общую и мелкую моторику через разные игры.

Ожидаемые результаты

Дети узнают:

  • как можно группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защите от врагов, строению жилища, размеру;
  • как использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий.
  • будут созданы: условия для ознакомления детей с таким явлением природы, как холод;
  • активизируется интерес детей к изучению проблемы через игру – путешествие;
  • возрастёт самостоятельность детей в решении познавательно-исследовательских задач;
  • возрастёт способность детей к творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни и впечатлений от прочитанных произведений;
  • повысится уровень экологических представлений, знаний, умений, навыков. будут разработаны конспекты игр-занятий, исследовательской деятельности, подобраны игры, наглядный и практический материал, мультимедиа-презентация;

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Решая различные познавательно — практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный

  1. подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (атлас, карта, иллюстрации, фотографии и т.д.)
  2. подборка детской литературы, дидактических и подвижных игр
  3. подготовить материал для изобразительной деятельности, ручного труда;
  4. изучение интернет – ресурсов;
  5. анализ предметной среды;
  6. стенд «Что я хотел бы узнать»
  7. анкетирование родителей по теме;

оформление папки-передвижки;

изготовление буклета для совместной деятельности с детьми дома.

2 этап. Содержательный

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создаёт ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Встреча с добрым знакомым – сюрприз для детей, она всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание что-то вспомнить и рассказать.

Момент удивления стимулирует познавательную активность ребёнка. Первый шаг – это игровая мотивация и целеполагание: что удивительного есть в жизни животных, что хотелось бы узнать. У ребенка недостаточно информации: где можно найти информацию (взрослые, родители, воспитатель). В каких источниках можно найти информацию? В книге, на диске, в телевизионной передаче. Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями.

Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.

Реализация проекта проходила по игровым станциям. Определение и выбор названия станций был результатом беседы детьми «Что мы знаем о Севере, как царстве холода», «Что мы хотим еще узнать», «Как это мы будем делать».

Начинали работу по проекту с нескольких игровых станций. И действовали больше коллективно. Постепенно игровая деятельность изменялась — дети делились на подгруппы или действовали индивидуально по интересам.

Круг проблем постепенно расширялся, решению их и способствовало появление новых станций. А результатом нового, интересного стали макеты, карты, игры, самодельные странички энциклопедии «Почемучки».

  • Станция «Познавай-ка»

Цель: формировать представления о Севере; о приспособлении животных и людей к среде обитания;

Развиваться умение понимать и познавать окружающий мир;

Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

Побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе;

- Беседа «Царство холода»

- Викторина: «Бывает ли это на Севере»

-Рассматривание альбома «Природа северного края» — Проблемная ситуация: «Встреча белого медведя с бурым мишкой»

- Познавательная игра «Путешествие по Арктике»

  • Станция «Игры народов Севера» (подвижные игры на прогулке)

Цель: познакомить детей с национальными подвижными играми народов Севера. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку в игре.

- Эвенкская подвижная игра «Ловля оленей»

- «Оленьи упряжки»

- Борьба на палке (ненецкая игра)

- «Гонки на нартах»

- «Кто больше наловит рыбы» (моржи, белые медведи).

  • Станция «Я сам хочу узнать» (из книг в мини библиотечке в группе, с родителями дома – изучение художественной и познавательной литературы, просмотр фильмов, мультфильмов…)

Цель: формировать у детей желание самостоятельно добывать знания, доносить полученные знания до своих товарищей. Развивать словарный запас, активизировать речь детей.

  • Станция «Научная лаборатория» (опыты)

Цель: формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии природы и живых организмов.

  • «Шубка, да шапка, но не мишутка»

- «Лёд и снег»; — «Ледяная вода нам не страшна»

  • Станция «Узнаем все подробности»

Цель: упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками. Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.

- Дидактические и настольные игры: «Один – много», «Назови детёныша», «Посчитай –ка», «Найди маму», «Накорми животных», «Сложи картинку», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Я живу на Севере»

- Игра-лабиринт «Кто где живёт» (совместное изготовление педагогов с детьми)

- Сюжетно-ролевая игра «Едем на оленях»

- Экологические игры: «Что перепутал художник», «Узнай животное по его части», «Собери животное», «Четвёртый лишний», «На что похоже?», «Большой, маленький», «Найди пару».

- Игровые упражнения: «Каких животных севера вы знаете», «Кто больше назовёт животных»

  • Станция (творческая) Изготовление макета «В царстве снега и льда»

Цель: формировать у детей умение создавать коллективные работы, используя разнообразные виды изобразительной деятельности; развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук; учить видеть красоту природы Севера.

- Рисование: «Северное сияние», «Льдины, айсберги, глыбы»

- Аппликация: подборка иллюстраций животных для оформления рисунка «Льдины, айсберги, глыбы»

- Лепка: «Животный мир Севера»

  • Станция «Видео зал» (презентации, видеоролики, мультфильмы)

Цель: расширять кругозор и представления об окружающем мире через технические средства.

  • презентации: «Животные Севера», «Давайте познакомимся» (о жителях Севера)
  • видеоролики: «Северное сияние», «Где-то на белом свете» (о животных)

- мультфильмы: «Умка», «Сампо из Лапландии»

  • Станция «С книгой интересно» (подборка художественной и познавательной литературы совместно с родителями).

Цель: учить понимать образный смысл загадок, пословиц. Воспитывать любознательность, любовь к стихам и сказкам.

- В.Степанов «Атлас животного мира»

- И Манивиц Энциклопедия «Арктика и Антарктика»

- «Почемучка» — Г.Меновщиков «Сказки Севера»

- А.Тамбиев «Живые пути планеты»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год