Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.
Познание
Автор: Трегубова Екатерина Ивановна   
19.12.2022 04:08

Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности. Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка. А. Г. Асмолов.

Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании – запускающий механизм, который успешно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение и образование.

Цель ДОУ в организации ранней профориентации в создании мотивирующей профориентированной образовательной среды формирование которого обеспечит ему ценностное отношение к профессиям взрослых и, так или иначе, повлияет на выбор профессии в будущем.

 

Система работы по ранней профориентации закладывается воспитателем в рабочую программу и календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В помощь воспитателю для отбора задач для календарного планирования предложены примерные формулировки задач для разных возрастных групп.

Задачи профориентационной работы с детьми 2–3 лет

  1. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
  2. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), зачем он выполняет те или иные действия.
  3. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Задачи профориентационной работы с детьми 3–4 лет

  1. Формировать положительное отношение к труду взрослых.
  2. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
  3. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
  4. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
  5. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Задачи профориентационной работы с детьми 4–5 лет

  1. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.
  2. Формировать интерес к профессиям родителей.
  3. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд.

Задачи профориентационной работы с детьми 5–6 лет

  1. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
  2. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
  3. Прививать детям чувство благодарности людям за их труд.

Задачи профориентационной работы с детьми 6–7 лет

  1. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
  2. Воспитывать уважение к людям труда.
  3. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
  4. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Знакомить детей с профессиями стоит начинать с раннего возраста. И не смотря на меняющиеся годовые задачи работу по профориентации необходимо продолжать.

Мы считаем, что детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, педагоги не только расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формируют у них определенный элементарный опыт. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем и для этого нужны специальные условия.

При организации предметно развивающей среды во всех возрастных группах были соблюдены следующие принципы:

  • Принцип насыщенности;
  • Принцип трансформируемости;
  • Принцип полифункциональности;
  • Принцип вариативности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип безопасности.

Все центры оснащены развивающим материалом, с учетом разновозрастной группы детей детского сада, где педагог помогает создавать условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне.

Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей и обеспечить комплексное решение задач социального –педагогического направления по ранней профориентации детей.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому, нами, начиная с младшего возраста, проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, и мы делаем все, чтобы их опыт и знакомство было более красочнее.

Безусловно, знакомство с профессиями проходит в беседах, в образовательной деятельности, где любой ребенок может почувствовать себя поваром или врачом, через чтение художественной литературы, дидактические игры (круги Луллия, чей предмет и т.д.). Все это эффективно, когда предметно-пространственная среда обогащена всем необходимым для познания профессий. Чем разнообразнее представления детей о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для них:

  • спец-одежда военного, военные машины, рации, оружие – ребенок изучает военные профессии и может на мгновение превратиться в полицейского, спасающего всех вокруг!
  • Поварской колпак, фартук, кухня с оборудованием как на самой настоящей кухне и фетровые пельмени с курицей – любой ребенок уже настоящий шеф-повар!
  • Очки, фонендоскоп и халат – и вот он уже не тот простой мальчишка или девочка, а настоящий врач, а добавив сюда компьютер или любой гаджет и он уже не просто врач, а онлайн-доктор!
  • Телефон, яркий наряд и зрители — превратят ребенка в блогера или ведущего онлайн-шоу!

А так же, для расширения и закрепления знаний детям предлагается разнообразный дидактический материал. Книжки со стихотворениями, карточки, альбомы и пазлы помогают легко запомнить особенности каждой профессии. «Облако с заданиями» в приемной подсказывает или помогает вспомнить детям какие бывают профессии.

Наличие необходимых костюмов и атрибутов для игр помогает детям более глубже погрузиться в мир каждой профессии. Вся эта работа проходит, конечно, совместно с родителями, желающими сделать этот мир для своих детей красочней и интересней!

Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Например, посредством виртуальных экскурсий, дидактических, интерактивных и сюжетно-ролевых игр, как традиционных так и современных: «Онлайн-доктор», «Космическая заправка», «Зоопарк будущего». Современным дошкольникам интересны такие профессии как: блогеры, военные, мастера услуг в салонах красоты, сотрудники медицины, артисты и повара, ландшафтные дизайнеры и археологи.

Чтобы задачи профориентационной работы с детьми реализовывались успешно в образовательный процесс мы привлекаем семьи воспитанников повышая их заинтересованность в современных детских потребностях. Совместные проекты, информационные стенды и консультации помогают родителям разобраться в важности и актуальности ранней профориентации. (Например наш детский сад принял участие в масштабном проекте СУЭК «Мир угля», в котором родители рассказали, показали детям о своей профессии.)

Каждый предприимчивый детский сад должен организовывать работу со всеми участниками образовательного процесса таким образом, чтобы результатом были дети готовые в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смело вступить в самостоятельную жизнь. Потому что современное общество хочет, чтобы дети понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год