Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка. План индивидуального развития педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Познание
Автор: Слепова Анна Вячеславовна   
20.12.2022 15:29

Методическая разработка. План индивидуального развития педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка. План индивидуального развития педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга

План индивидуального развития педагога Слеповой Анны Вячеславовны

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» подготовительной группы № 10 с ограниченными возможностями здоровья

(с тяжёлыми нарушениями речи) 2022-2023 учебный год Санкт-Петербург 2022г.

Актуальность проблемы:

 

Скачать конспект

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. 

Название: «Юные исследователи»

Руководители проекта: Воспитатель группы №10:

Слепова Анна Вячеславовна

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Состав группы: Воспитанники подготовительной группы №10 подготовительной группы № 10 с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи), воспитатель, родители воспитанников.

Тип проекта: Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Вид проекта: Исследовательский.

Срок реализации проекта: сентябрь — май 2022 года.

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности детей;

Задачи:

  • развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира
  • формировать представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.)
  • развивать мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей
  • создать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации
  • стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность
  • совершенствовать навык работы с различными инструментами
  • воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности

Принципы:

  • Научности: предполагает подкрепление всех средств познания научнообоснованными и практически апробированными методиками
  • Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
  • Принцип систематичности и последовательности: позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  • Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми
  • Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач
  • Принцип креативности: инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  • Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры – опыты и экспериментирования, познавательно-исследовательская деятельность, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей; фронтальные занятия; развлечение; целевая прогулка наблюдения в природе; рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; беседы по теме познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы планирования работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. Организационно - ознакомительный

Определение цели и задач проекта

Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу познавательно-исследовательской деятельности.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

сентябрь

5-16 сентября

сентябрь-май

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие».

Пополнение пособий, необходимого материала и инвентаря в уголке познавательно-исследовательской деятельности.

Изучение методической литературы

сентябрь- ноябрь

Составление картотеки опытов и экспериментов по плану проекта

Вводная консультация для родителей: «Ребенок - исследователь в детском саду».

октябрь

Знакомство родителей с планом работы в области  познавательно-исследовательской деятельности.

2. Практический

Проведение познавательно-исследовательской деятельности с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность детей по теме проекта.

октябрь-май

Познавательно-исследовательская деятельность, опыты, эксперименты, творческая деятельность.

Показ презентаций для детей.

Работа с родителями.

Привлечение родителей в  познавательно-исследовательскую деятельность детей.

октябрь-май

Консультации, рекомендации, анкетирование.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

3. Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете

май

Итоговые мероприятия «Юные исследователи»

Презентация по теме проекта.

Предполагаемые результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире;

2. Чёткое выполнение поставленной задачи;

3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год