Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста»
Познание
Автор: Булякова Нурзиля Сальмановна   
08.01.2023 22:39

Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста»

Ознакомление с музеем и воспитание музейной культуры необходимо начинать с детьми 5-6 лет. В этом возрасте у них наиболее ярко выражена потребность в наглядности. Знакомство с миром, его познание осуществляется, главным образом, путем накопления чувственных впечатлений от окружающих предметов.

У ребенка радость познания и удовольствие от рассматривания — явления сходные и одновременные. Эти психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста являются основой для воспитания устойчивого и постоянного интереса к экспонатам музея воспитанию музейной культуры в целом. Основой к руководству является программа воспитания и обучения в детском саду, утвержденная Министерством просвещения РФ. В ней предусматривается физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и физиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе.

В программе большое внимание уделяется теме «Ознакомление детей с родным краем», которая состоит из разделов:

  • «Мой родной край и наша страна – Россия»
  • «Родная природа»
  • «О труде взрослых»
  • «Золотые руки народные»
  • «Кто прославил наш край».

Музей может и должен оказать помощь детским учреждениям в осуществлении на практике этой программы дошкольного воспитания и обучения требует, чтобы первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, включили в себя сведения о природе той местности, где он живет, а также некоторые первоначальные сведения, по экономике, истории и культуре родного края. Например, раздел «Кто прославил наш край» предусматривает знакомство ребят с известными артистами, художниками, поэтами, писателями, композиторами, спортсменами. Дети должны знать своих земляков, прославивших родной край.

Раздел «Родная природа» ставит перед педагогами следующие задачи:

  • воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, умение видеть и понимать красоту природы, формирование эстетических чувств
  • воспитание интереса к родной природе, желание больше узнать о природе родного края, о природном разнообразии страны
  •  формирование бережного отношения к природе. Пробуждение желания больше трудиться в природе, стремление к ее созданию

Знакомя детей с природой, надо не только сообщать им конкретные задания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик. Каждый объект природы, яркий или скромный, по-своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе. У старших дошкольников возрастает интерес к разнообразию флоры и фауны всей страны. Надо демонстрировать детям экологические особенности природных зон, а также знакомить их с трудом человека в природе. В рамках этого же раздела необходимо разработать занятия по темам:

«Охрана природы»

«Заповедники»

«Красная книга нашего края»

«Как мы заботимся о животных»

«Времена года»

«Сезонные изменения в природе»

«Дикие животные нашего края»

«Домашние животные»

«Пресмыкающиеся и земноводные»

«Птицы» и т.д.

Такие занятия у детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях живой и неживой природы. Дети узнают о причинно-следственных связях, смене и продолжительности дня и ночи, взаимосвязях в природе.

Дети учатся различать и называть растения, усваивают правила ухода за ними, учатся улавливать основные изменения в состоянии растений по сезонам, знакомятся с животным миром родного края.

Раздел «О труде взрослых» информирует детей об основных видах деятельности людей: промышленном и сельскохозяйственном труде. С этой целью силами сотрудников музея можно подготовить следующие занятия:

«О труде хлеборобов»

«О тех, кто делает машины»

«О труде строителей»

«О людях транспортных профессий»

«О труде рабочих»

«О библиотекарях и библиотеке»

«О том, как труженики села, и рабочие города помогают друг другу»

«Музей и работники музеев».

В ходе этих занятий дошкольники узнают о тех видах промышленного и сельскохозяйственного труда, в которых заняты люди. В детском саду детей знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства: резьбой по дереву, вышивкой, ткачеством, плетением кружев, а также фольклорным искусством. Старших дошкольников можно познакомить и с более серьезными и глубокими по содержанию произведениями национального эпоса, легендами, былинами, сказами. На занятиях по изобразительной деятельности детям демонстрируют произведения и предметы декоративно-прикладного искусства, а затем они должны воплотить свои впечатления в рисунках, лепке, аппликации.

Музей может и должен оказать помощь в этой работе педагогическим коллективам дошкольных учреждений, организуя занятия, экскурсии и специальные выставки, рассчитанные только для детей дошкольного возраста.

При этом подача материала детям дошкольного возраста требует знаний психологии ребенка и должна опираться на специальную методику.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания.

Осязание дополняет зрительную информацию, поэтому, по возможности, следует вводить в экспозицию экспонаты, которые дети могут взять в руки.

Большое внимание в работе с детьми дошкольного возраста надо уделять игре. Игра – это ведущая познавательная деятельность дошкольников. Вариантов игры в музее очень много. Выбор их зависит от темы и содержания экскурсии: имитация жеста человека, повадок животных, можно также имитировать какие-либо виды деятельности человека: добывания огня первобытным способом, сеяние пшеницы, стрельба из лука и т.д. с помощью экспонатов, можно совершать увлекательные игры – «путешествия» в прошлое. Возможно и инсценирование башкирских сказок в залах музея. Из уст «сказителя» в национальном костюме дети узнают об истории народа, традициях в быте.

В экскурсионной работе с дошкольниками эффективен вопросно-ответный метод, так как он весьма предрасполагает к общению. Этот метод также помогает экскурсоводу сосредоточить внимание детей на восприятии рассказа и поддержании интереса к нему.

Усвоение обильной информации требует большой сосредоточенности, умственного и физического напряжения даже от взрослого посетителя, не говоря о детях. Следовательно, очень важно определить экспонаты, их количество и длительность экскурсии.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с родным краем желательно выделить специальную комнату, в которой бы организовались небольшие тематические именно для детей дошкольного возраста. Организация таких тематических выставок была бы большой помощью в работе детских садов. Такие специализированные выставки и занятия привлекли бы большое внимание, способствуя повышению посещаемости музея.

Для снятия напряжения, усталости у ребят можно вводить в экскурсию элементы двигательной активности, так называемые «физкультурные минутки», связав их непосредственно с осмотром экспонатов. Экскурсовод может предложить детям рассмотреть крупный экспонат: обойти его, наклониться, встать на цыпочки и прочее.

Во время закрепления музейного материала необходимо практиковать возвращение к увиденному и услышанному. Особую трудность для дошкольников представляют названия экспонатов, поэтому желательно, чтобы дети услышали их по несколько раз в ходе экскурсии. С этой целью можно использовать башкирские сказки. Поскольку известно, что внимание детей легко удержать и сконцентрировать, если в рассказе и показе и показе применять художественное слово: стихи, легенды, пословицы и поговорки.

Все вышеперечисленные виды работ с дошкольными учреждениями можно успешно проводить только при создании системы музея с детскими садами.

Таким образом, работа с детьми дошкольного возраста обоюдовыгодная как для музея, так и для дошкольных учреждений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год