Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Знатоки родного края» подготовительная группа детского сада
Познание
Автор: Римшан Дарья Александровна   
08.01.2023 23:06

Проект «Знатоки родного края» подготовительная группа детского садаПроект «Знатоки родного края» подготовительная группа детского сада

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30»

Воспитатели: Римшан Д.А. г.Череповец, 2020 — 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Название проекта: «Знатоки родного края».

Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.

По продолжительности: долгосрочный (8 месяца).

По содержанию: исследовательско-творческий, информационный (практико-ориентированный).

 

Скачать проект

По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительных групп, воспитатели, родители.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: знакомя детей с истории праздника «День города», мы столкнулись с тем, что дети не знают о многообразии достопримечательностей, ремеслах, истории городов Вологодской области.

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о патриотизме. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру.

Необходимо сформировать у детей дошкольного возраста представление о разнообразии достопримечательностях, ремеслах, истории городов Вологодской области, и в то же время единстве области, тем самым развить чувство патриотизма у детей.

И мы решили организовать проект «Знатоки родного края». Мы считаем, что данная методическая разработка позволит сформировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за свой город, область, привить любовь к родному краю.

Цели проекта: создать условия для формирования детей представление о многообразии городов Вологодской области, их достопримечательностях, ремеслах, истории; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей совместно с родителями (законными представителями).

Задачи:

  • Формировать и расширять представления о Вологодской области, городах, входящих в ее состав;
  • Формировать и закреплять представления о городах Вологодской области, их символах (флаг, герб, гимн), достопримечательностях, ремеслах;
  • Закреплять и расширять представления о истории праздника «День города»;
  • Способствовать формирование у детей интереса к родному краю;
  • Формировать знания детей о традициях, праздниках, достопримечательностях, ремеслах городов Вологодской области;
  • Познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной Вологодской области;
  • Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
  • Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Воспитывать уважение к истории и культуре Вологодской области;
  • Воспитывать любовь, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за родной край.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
  • Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения;
  • Содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.

Гипотеза:

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта «Знатоки родного края» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представление о Вологодской области, достопримечательностях, традициях, культуре и обычаях. Дети начнут проявлять интерес к культуре, традициям Вологодской области и отражать свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызовет у них чувство гордости за родной край, его превознесение в глазах детей.

Практическая значимость: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за свой родной курай, область, город.

Новизна проекта:

Новизна проекта «Знатоки родного края» заключается в том, что в работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования.

Работа построена так, что формирование представление детей о родном крае происходило по одной структуре (схеме):

  1. Просмотр мультипликационного обучающего фильма для детей «Знатоки родного края. Города Вологодской области» (по каждому городу Вологодской области отдельно).
  2. После просмотра мультипликационного обучающего фильма с детьми проводилась беседа и выделялись особенности города:
  • Географическое расположение, климат, природа, животный мир;
  • История;
  • Традиции;
  • Достопримечательности;
  • Ремесла;
  • Известные люди.

3. Полученные знания о городах Вологодской области закреплялись в творческой деятельности в ООД (рисование, аппликация, лепка и т.д.).

4. Изученные города отмечались на карте наклейкой, отражающей одну из особенностей города (достопримечательность, ремесло) и обведением территории их расположения на карте Вологодской области.

Именно такая структура работы позволит выделить особенность того или иного города Вологодской области.

В результате реализации проекта дети старшего дошкольного возраста будут иметь представления о особенностях городов, входящих в состав Вологодской области.

Этапы и сроки реализации проекта:

Работа над проектом осуществлялась поэтапно:

1 этап — Информационно-накопительный этап

(2 недели — с 9 ноября по 23 ноября 2020 года):

  • Провести опрос детей на тему «Знатоки родного края»;
  • Убедить участников проекта (родителей, сотрудников ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к родному краю, чувство патриотизма и гордость за Вологодскую область;
  • Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
  • Подобрать стихи, загадки, пословицы, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
  • Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
  • Привлечь родителей к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.

2 этап — Организационно-практический этап

(3 недели – с 24 ноября по 21 декабря 2020 года):

  • Чтение методической и художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • Проведение цикла тематических занятий;
  • Просмотр мультипликационных фильмов для детей о городах Вологодской области;
  • Разучивание песен, стихов о Вологодской области;
  • Создание, посещение выставки в ДОУ «Я люблю Череповец»;
  • Участие в городском конкурсе на тему «Творческий конкурс виртуального обзора коллективного рисунка по произведениям Василия Белова «О всякой живности»» (создание иллюстраций к рассказам вологодского писателя)
  • Работа с родителями по созданию фотовыставки «Мой любимый город»;
  • Выставка совместных творческих работ «Я люблю Череповец».

3 этап – Презентационно-завершающий этап

(2 неделя – 22 декабря 2020 года по 13 января 2021 года):

  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • Получение результатов участия в городском конкурсе на тему «Творческий конкурс виртуального обзора коллективного рисунка по произведениям Василия Белова «О всякой живности»» (создание иллюстраций к рассказам вологодского писателя) – 1 место (диплом);
  • Презентация электронных пособий на тему «Знатоки родного края» (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Выставка творческой деятельности детей и родителей «Я люблю Череповец», создание фотовыставки «Мой любимый город»;
  • Создание в реализации проекта «Финансовая грамотность дошкольников» купюр с изображением достопримечательностей города Череповца.

Условия реализации проекта:

  • Литература для детей «Вологодская область» о истории, традициях, ремеслах, праздниках, достопримечательностях;
  • Иллюстрации на тему «Вологодская область»;
  • Электронные пособий о родном крае (презентации, обучающие мультфильмы);
  • Раскраски «Достопримечательности Вологодской области»;
  • Конспекты ООД и совместной деятельности с детьми.

Продукт проектной деятельности:

Для педагогов:

  • Оформление папки «Методическая разработка. Проект «Знатоки родного края»»;
  • Создание картотек и электронного пособия о Вологодской области (презентации, подборка обучающих мультфильмов);
  • Наглядные пособия «Города Вологодчины», «Достопримечательности Вологодской области», «Ремесла Вологодской области», «Известные люди Вологодской области» и т.д.;
  • Оформление работы проектом «Знатоки родного края».

Для детей:

  • Пополнение знаний о родном крае;
  • Пополнение знаний о Вологодской области, истории, традициях, праздниках, достопримечательностях, ремеслах, климате, природе, животном мире;
  • Овладение умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
  • Приобретение навыков социального общения со взрослыми;
  • Развитие чувства патриотизма, гордости и уважения за свой родной край, восприятие единства городов Вологодской области;
  • Продуктивная деятельность: раскрашивание по контуру «Герб Вологодской области», лепка в технике пластелинографии «Вологодское кружево», лепка «Октябрьский мост», рисование «Природа Вологодчины», «Мое любимое место в городе», «Северная чернь», аппликация «Моя улица», «Береста» и т.д.

Для родителей:

  • Пополнение РППС группы энциклопедиями, журналами на тему «Знатоки родного края»;
  • Составление книжки-малышки в совместном творчестве с детьми на тему «Мой любимый край»;
  • Создание творческой работы на тему «Я люблю Череповец», фотовыставки «Мой любимый город»;
  • Установить более тесного эмоциональный контакт с ребёнком, расширение диапазон невербального общения;
  • Эмоциональное сближение родителя с ребёнком, посредством ознакомления детей с историей Вологодской области.

Реализация проекта «Знатоки родного края» позволила сформировать и расширить представление детей старшего дошкольного возраста о Вологодской области, городах, входящих в ее состав, их истории, традициях, достопримечательностях, ремеслах, природе, животном мире, известных людях.

Дети и родители проявили интерес к истории Вологодской области и отразили свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызвало у них чувство гордости за свой родной край, тем самым объединив их самих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. — М.: Просвещение, 1980.
  4. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. / Под ред. Т.И. Оверчук. — М., 2004.
  5. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт. -сост. Е.Ю. Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2006
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год