«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» |
Познание | |||
Автор: Ульянкина Вера Николаевна | |||
10.02.2023 20:03 | |||
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Ребенок, а в особенности ребенок дошкольного возраста является природным исследователем окружающего его мира. Дошкольник всегда активно настроен на исследование мира, он стремиться его познавать. К примеру, рвет бумагу и смотрит, а что же получится? Разбирает игрушки, и изучает как они устроены. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных действий и ощущений, полученных в процессе исследовательской деятельности. Великий исследователь психологии Л.С Выготский говорил: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Вследствие того, что в нашей стране происходит модернизация образования, а в особенности государственной политики в области дошкольного образования, появилась необходимость в важных изменениях в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В детской деятельности современного ребенка дошкольного возраста мы можем увидеть стремление к интеграции, то есть к объединению разных видов деятельности, таких как: экспериментирование, создание микропроектов и макропроектов, импровизация. В данной деятельности современного ребенка привлекает возможность самостоятельности, реализации собственных замыслов и делать что-то самому. В ходе исследовательской деятельности у детей формируются такие важные качества, как: социализация, коммуникация, получение новой информации, формирование здоровье сберегающих компетенций. Организации детской поисково-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях имеет свои особенности. Ярко выраженной особенностью организации является то, что эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Также очень важно учитывать, что ребенку дошкольного возраста трудно работать без речевого сопровождения взрослого. Присутствует необходимость в учете индивидуальных различий детей. Важно учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения в исследовательскую деятельность. Очень важно исключить проведение чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, так как эксперименты являются способом ознакомления детей с миром. Для успешного развития поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования важно создать необходимые условия. В уголке экспериментальной деятельности должно быть разделение на зоны: зона для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы, зона для приборов, зона для хранения материалов, зона для проведения опытов, зона для неструктурированных материалов, зона со схемами, таблицами, и алгоритмами выполнения опытов. Успешное развитие поисково- исследовательской деятельности в процессе экспериментирования должно опираться на определенные методы и приемы. К таким приемам относятся: вопросы воспитателя, которые побуждают к постановке проблемы, и помогают прояснить ситуацию, а также и понять смысл эксперимента; приемы, которые стимулируют самооценку и самоконтроль, определяют успех в познании; схематичное моделирование опыта; рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков. К методам относятся: метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?»; метод под названием «первая проба» применения результатов собственной исследовательской деятельности; метод проблемных ситуаций, к примеру «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; метод экспериментальных игр, к примеру: действия с магнитом, переливание жидкостей; метод наблюдения за природными явлениями. Для детей дошкольного возраста в процессе развития поисково-исследовательской деятельности, очень важно взаимодействовать со взрослыми. Вследствие этого были выявлены способы экспериментирования родителей с детьми в домашних условиях. К таким способам относятся:
В процессе тесного взаимодействия с семьей можно провести следующие исследования: «Дом, в котором я живу», «Портрет весны», «Осень -вкусное время года». Результатом познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования является развитие у детей дошкольного возраста выработки самостоятельных исследовательских умений, развитие творческих способностей, логического мышления, познавательной активности, наблюдательности, любознательности. Помимо этого у детей происходит формирование бережного эмоционально-окрашенного отношения к природе и обучение основам грамотного поведения в ней. Список литературы
|