Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру»
Познание
Автор: Рылина Ирина Владимировна   
26.04.2023 19:51

Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру»Консультация для родителей «Роль прогулки в развитии познавательного интереса к окружающему миру»

Рылина Ирина Владимировна МАДОУ" ДС N 449 «Олимпиец» г. Челябинска " Воспитатель

"Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам." Ральф У. Эмерсон

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым, любознательным. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. На это обращал внимание Песталоции И.Г. Он писал: " Учебник ребенка — его жизненные впечатления. И роль родителей ненавязчиво направлять эти впечатления, делая их более разнообразными и исподволь раскрывая перед ребенком красоту и гармонию мира." Далее он писал: " глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить ".[3]

Ушинский К.Д. отмечал, что в действительной жизни дитя — не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями.

 

Жан Жак Руссо выделил три источника воспитания: природу, людей и окружающие вещи.

Лучшим средством этих источников воспитания являются прогулки, проводимые родителями.

" Прогулка — хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе". [ 3 ]

Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

  • укреплению здоровья
  • закаливанию организма
  • развитию двигательной активности
  • развитию познавательной деятельности.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного.

Чтобы избежать наприятностей во время прогулки, родителям необходимо знать:

" 1. Дети до 13 — 14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее (" тоннельное зрение ");

2. Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то же время как взрослому — четверть секунды;

3. Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;

4. Дети с скажением воспринимают звуки на дороге. " [ 1 ]

Во время прогулок родителям необходимо большую роль отдавать изучению правил дорожного движения и при этом учитывать индивидуальные особенности детей.

" Все мы знаем, что люди делятся на " левшей" и " правшей" по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука его ребёнка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тип восприятия информации. Так "правши", те, у которых преобладает работа левого полушария мозга, считаются "мыслителями", то есть логистами. А " левши ", те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, — " художники ", у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети — " левши" лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от двигающего транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство "правильной" тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь." [ 1 ]

Одними предостережениями типа " будь осторожен " делу существенно не поможешь. Неоходима повседневная тренировка движения, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей.

Во время прогулок родителям необходимо соблюдать правильный подход к беседе. Так, например, неэффективо говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном. Ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации родителей. Дети, родители которых удивляются вместе с ними, учат не только смотреть, но и видеть, захотят узнать больше.

При проведении прогулки по изучению ПДД родителям следует иметь в виду три аспекта взаимодействмя с транспортной системой города:

  • Ребёнок — пешеход
  • Ребёнок — пассажир городского транспорта
  • Ребёнок — водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.)

Наблюдая за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами светофора. Детям нужно при этом пояснить:

  • красный сигнал запрещает движение
  • желтый синал — приготовиться к движению
  • зеленый сигнал — разрешает движение, но при этом необходимо повернуть голову налево и направо, а потом приступить к движению.

Если светофор не работает, то регулирует движение регулировщик:

  • Правая рука поднята вертикально вверх. Этот жест называется " Внимание ", он равнозначен желтому сигналу светофора
  • Руки опущены вниз или вытянуты в стороны. Если инспектор стоит к пешеходам правым или левым боком, данный жест равнозначен зеленому сигналу светофора
  • Правая рука регулировщика вытянута вперед. Если он стоит к вам лицом, на языке светофора — это красный свет.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей на улице не должна быть однообразной. Ее нужно проводить систематически, постоянно.

Покажите ребенку дорожные знаки, из значение. Ребенок должен различать и называть специальные виды транспорта.

После каждой прогулки родители обязательно должны побеседовать с детьми об увиденном. Целесообразно использовать при этом загадки:

Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают -
Людям помогают.

(Светофор)

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.

(Светофор)

Какой свет нам говорит:
" Проходите — путь открыт ".

(Зеленый)

Какой свет нам говорит:
" Вы постойте — путь закрыт ".

(Красный)

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети!

(Знак " Дети ")

Здесь дорожные работы -
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.

(Знак " Дорожные работы ".)

Никогда не подведет
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нем всегда свободная.

(Знак " Подземный переход ")

Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.

(Знак " Пешеходный переход ")

Их видно повсюду, их видно из окон,
По улицам движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы -
Кирпичь и железо, зерно и арбузы.

(Грузовики)

Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.

(Пожарная машина)

Дом- чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

(Автобус)

Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай
НЕ нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине.

(Троллейбус)

Можно при беседе использовать пословицы:
Тише едешь — дальше будешь.
Гляди в оба, да не разбей лоба.
Умей обождат.

Правила движения достойны уважения.

Только культура поведения родителей, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время прогулок поможет воспитать у детей навыки и привычку безопасного поведения на улице.

На прогулке ребенок узнает что — то новое, Дети очень любознательны и постоянно нуждаются в новой информации, это развивает память и мышление. Прогулки укрепляют взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствуют созданию более надежных доверительных отношений в семье.

Во время летних прогулок расскажите ребенку о цветах, травах, деревьях (лиственных и хвойных) и кустарниках.

Например, знакомя ребенка с березой, обратите внимание на форму листьев. Они напоминают ромб, закругленный с одного края и с зубчиками с другой.

Весной обратите внимание на пробуждение природы: появление почек на деревьях, первых листочков, первых лесных цветов, оживленные пташки.

Весной веточки березы покрываются " сережками ". Это продолговатые скопления крохотных цветков березы, которые созревая выбрасывают по ветру многочисленные семена.

При этом особое внимание уделяйте изучению правил поведения в природе: например,

  • что такое мусор, почему нужно содержать лес, дом и улицы в чистоте
  • кто следит за чистотй улиц (дворники)

- уборку осуществляет специальная техника (поливочные машины, мусоровозы и т.д.

Осенью расскажите ребенку о цвете листьев и их опадании, о птицах, которые улетаю в теплые края.

Зимой детям очень нравится возиться в снегу Из снега можно лепить зверей, рисовать на снегу. Дома с ребенком можно сделать кормушку для кормления птиц и установить её. Можно привлечь ребенка к труду — очистке дорожек, крылечек от снега.

Главное показать пример для ребенка. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.

Такие прогулки развивают у ребенка способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Для родителей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить ребенка, но и обогатить его новыми знаниями, развить внимание, память и другие мыслительные операции.

Ребенок учится преодолевать различные препятствия, становится более подвижным, ловким, смелым, выносливы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арутюнян В. " Маленький мыслитель " и дорога.
  2. Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. // Дошкольное воспитание. N 11 — 2007
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
  4. Песталоции, Иоганн Генрих " Избранные педагогические произведения в двух томах" М., 1963
  5. Рудова М. Зимняя прогулка. // Дошкольное воспитание " N 12- 2003
  6. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке. // Дошкольное воспитание N 1 — 1990
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год