Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Мой Дагестан»
Познание
Автор: Исахмедова Сайганат Абдулхаликовна   
16.09.2023 20:13

Проект «Мой Дагестан»Проект «Мой Дагестан»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 комбинированного вида»

Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад № 60» Абакарова Л.Х.

Автор и составитель воспитатель: Исахмедова С.А Махачкала 2021

Содержание:

  • Актуальность темы
  • Цели и задачи
  • Этапы реализации
  • Заключение
  • Список использованной литературы…
  • Приложение

Актуальность проекта:

 

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона «Об образовании» РФ и ФГОС ДО произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проживая в республике Дагестан, городе Махачкала, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории республики, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил республику, город, начнут проявлять интерес к событиям жизниреспублики, своего города и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Воспитание любви и уважения к родной стране, республике, городу является важнейшей составляющей гражданско-патриотического воспитания.

Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей республики, страны, формирование духовно-нравственных ценностей.

Задачи проекта:

  • дать знания детям о родной стране, республике, городе (история, символика, достопримечательности)
  • продолжать знакомить с культурой, обычаями и традициями народов Дагестана
  • познакомить с именами тех, кто основал и прославил город
  • воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им
  • познакомить с героями Дагестана: Магомед Гаджиев (подводник), Валентин Эмиров (лётчик) и др
  • познакомить с творчеством писателей (Расула Гамзатова, ФазуАлиевой, Ахмед-Хан Абубакара и др,, композиторов (МурадаКажилаева, ШирваниЧалаева, Шамхалова и др.) Дагестана и выдающимися дагестанцами (Мусой Манаровым-косманавт, МагомедомТалбоевым-лётчик –испытатель).

Подготовительный этап.

Задачи подготовительного этапа:

  • создание дагестанского уголка
  • подбор методической и художественной литературы по теме
  • разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.

На подготовительном этапе — донести до сведения родителей важность и значимость данной темы.

Совместно с родителями создать предметно- развивающую среду в группе.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Срок реализации — краткосрочный

Ожидаемые результаты:

  • дети должны знать и называть свою страну, республику, город, достопримечательности родного края и их значимость; символику
  • у детей должно быть сформировано чувство гордости за свой народ и за свою республику.

Провести работу по 5 образовательным областям в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основной этап. Реализация проекта в интеграции всех образовательных областях

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Чтение стиховна родных языках.
  2. Чтение художественной литературы (Р. Гамзатов «Там уже поблекшие долины», Ш-Х Алиева «Как вязались руковицы», Н.Юсупов «Песнясапожника», «Чабан Рабадан», Р.Рашидов «Гончар из аула Балхар», «Умный балхарец» и др.);
  3. Составление рассказа про любимый город.
  4. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о республике, городе»
  5. Разучивание стихов и песен о Махачкале.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Экскурсии по достопремечательствам города

экспонаты краеведческого музея, Музея боевой славы в городе Махачкале.

Беседы о родном городе, столице Дагестана и других городах (гербе, достопримечательностях (Сары-кум, Каспийское море, музеи, памятники и т.п.);

Знакомство с народными праздниками ( «Первый шаг малыша», «Праздник первой борозды», «Навруз-байрам», «Наречение именем и др.);

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Знакомство (закрепление) детей с работами балхарских, унцукульских, кубачинских, табасаранских умельцев;

Декоративное рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства Дагестана;

Лепка из глины балхарской игрушки, кувшинов;

Лепка «Животные и птицы родного края»

Аппликация «табасаранские ковры»;

Музыкальные занятия (песни и танцы народов Дагестана).

Оформление музыкального уголка в дагестанских традициях

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Проведение цикла познавательных занятий, на темы:

“Город Махачкала – столица республики Дагестан»,

  • «Прошлое и настоящее»,
  • «Моя Родина –Дагестан!»

2. Оформление альбомов: “Достопримечательности моего города”, “Красная книга родного края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края»

3. Оформление дидактических игр по краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

4. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

5. Образовательная область «Физическое развитие»

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах:

(обыгрывание тем: «труд рыбаков на Каспии», «труд виноградарей», «труд чабана», «труд ковровщицы», «труд златокузнецов», «труд балхарских умельцев» и др.). Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства.

4. Работа с родителями:

  • помощь родителей в сборе иллюстраций и информации о достопримечательностях Дагестана
  • экскурсии родителей со своими детьми в краеведческий музей
  • участие в оформлении выставок, дагестанских уголков.

3 этап – заключительный

Презентация проекта:

  1. Оформление выставки работ детей «Мой Дагестан».
  2. Комплексное интегрированное занятие «Дагестанская ярмарка».
  3. Праздник «Я люблю свой край родной»

Заключение

Работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре должна быть целенаправленной и включать большую работу по обогащению знаний детей и положительных впечатлений о родном крае. Если дети вместе с воспитателем будут обыгрывать такие темы, как «Дагестанская ярмарка», «Поездка к тете Патимат на море», «Балхарские (унцукульские, кубачинские) умельцы», «Путешествия по городам Дагестана» и др., то сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Дагестану» может стать содержательной и интересной.

Использованная литература

1. Гусарова Л.Ф. Проектная деятельность в детском саду (Махачкала 2013г.)

3. Байрамбеков М.М. Система работы по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Дагестана (Махачкала 1994г.)

4. Кондратова В.В. Дети гор (программа. Махачкала 2002г.)

6. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана (Махачкала 1992г.)

7. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана (Махачкала 1992г.)

Приложение

Праздник «Я люблю свой край родной»

Цель: с традициями, обычаями и обрядами Дагестана, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, заклинки, игры, танцы).

Ход мероприятия

1. ведущая: Неповторимыми и своеобразными являются и традиции горцев. Но общим и основным для всех является, то что горцы во все времена славились искренней любовью к друзьям и жгучей ненавистью к врагам. Другой важной чертой складывания адатов и традиции является тесная связь с соседями: кумыкскими шамхалами, аварскими ханами, свободолюбивыми чеченцами и мн. др.

Песня «Приезжайте в Дагестан» (муз. И слова К.Касимова).

Приезжайте в Дагестан и зимой.

Приезжайте в Дагестан, дружною гурьбой

Припев:

Приезжайте в Дагестан,

к нам из разных стран.

Примем всей душой,

Всем салам большой.

Мы под солнцем и луной, жит желаем дружно

И отлично послужит, родине нам нужно.

Припев.

Дагестан- одна семья, братьев и сестер,

Всю огромную страну, видно с наших гор.

2 ведущая: Наша малая Родина – Дагестан! В переводе «страна го».

Удивительно богат наш край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан – многонациональная страна, с сложившимися веками традициями и обычаями.

1 ведущая: Несмотря на различие языков, обычаев и традиций, народ Дагестана всегда был очень дружным.

Девочки исполняют «Чеченский танец»

2 ведущая: У каждой национальности свои традиции, обычаи и свой характер. Давайте познакомимся с их жизнью.

1 ведущая: Народная мудрость гласит: «Еда-основа жизни». Всегда на земле

сначала существования людей еда оставалась и остается на первом месте. Из уст в уста передавались и дошли до нас пословицы о труде и еде.

«Труд и терпение превращаются в золото»;

«Если две головы согласны, а четыре руки работают, дом разбогатеет»;

«Не потеть спине -не теплеть брюху»;

«Кто весной не сеет, тот осенью не жнет».

Сценка «На кукурузном поле»

Семья: отец, мать и их маленький сын в люльке находятся на кукурузном поле во время прополки.

Мать (восхищенно): Ой, посмотрите, как выросла кукуруза! Какие крупные початки! Машааллах, машаалах. Имам иди обедать, я тебе принесла лепешку из кукурузы и молоко.

Отец (вытирает пот с лица, подходит к люльке с сыном и поет колыбельную):

Будешь ты, сынок, расти, чтобы все уметь,

Чтоб у волка из зубов мясо мог отнять.

Будешь ты, сынок, расти, чтобы ловким быть,

Чтоб у барса из когтей птицу утащить.

Слушать речи стариков и друзей иметь

Будешь ты, сынок расти, богатеть умом,

Тесной станет колыбель, ты взмахнешь крылом.

После еды, отдохнувшие отец с матерью танцуют, а затем продолжают прополку.

1 ведущая: А теперь отправимся на равнину к кумыкам на праздник «Навруз байрам» (Наступление весны).

Дети в нарядной национальной одежде обходят дворы с пожеланиями наступления весны:

Весна молодая хозяйка,

С плеча уроню я платок-

И вот запестрела лужайка,

И шмель опрокинул цветок.

Бегите из дома взгляните-

Прекрасна весною земля! (Навруз байрам къутлуболсун»)

А хозяева одаривают детей сладостями, яйцами, мукой.

Проводится игра «Прыжки через костер».

2 ведущая: Как оценивается ловкость, мастерство и рукоделие женскихрку? По качеству и красоте ковров сотканных прекрасными девушками Табасаранского района. Этот район прославился ковроделием не только в Дагестане, но и за рубежом. Даже американский посол постелил себе дербентские ковры.

1 ребенок:

Где узоры для ковра, ты нашла, сестра, скажи?

На лугу полно цветов, погляжу- узор готов.

Тур промчался по горе, след остался на ковре.

2 ребенок:

«Таки – таки – таки — ток» — это маленький станок.

З станком сидит Назлы, вяжет девочка узля.

3 ребенок:

«Таки – таки – таки — ток» — весело станок поет.

Вяжет девочка узлы- будет коврик у Назлы.

1 ведущая: А сейчас отправимся в высокогорный даргинский аул Кубачи.

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в нитках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы- мастера».

1 ребенок:

Чтоб дальше жить могло стихотворные,

Учусь друзья, то весел, то суров,

Иметь я кубачинские терпенье,

Взыскательность аульских мастеров.

2 ребенок:

Кто думает, работ наша- мед,

Пусть в Кубачи хоть на денек придет.

3 ребенок:

Узнаешь ты по голосу певца,

А по узору — златокузнеца.

2 ведущая: Перед вами прекрасные кувшины, сделанные искусными мастерами из Балхара.

1 ребенок:

Самые красивые кувшины

Делаются из обычной глины.

Так же как прекрасный стих,

Создают из слов простых.

2 ребенок:

Балхарские девушки лепят кувшины,

Украсив узором затейливым им

И желтая глина и белая глина

Мелькают в проворных руках золотых.

3 ребенок:

Балхарец — гончар за работу спокоен,

Сделан кувшин не простой,

В ауле такой наполняться достоин,

Лишь родниковой водой.

1 ведущая: Есть в Дагестане прекрасное село в котором живут лакцы.

Название ему «Цовкра». Лакцы говорят: «В каждом орехе сидят внутри шуты из Цовкры». Жители этого аула выбрали для себя совсем необычное занятие-ремесло. С детства все здесь- акробаты, канатоходцы. Теперь это для них и спорт, и искусство, и любимое занятие на досуге.

Звучит старинная лакская музыка. Мальчики ходят по канату.

В это время выходит 2Думай» — шут, который по старинному обычаю разбрасывает из своей сумки отруби или зерно, пляшет, кувыркается.

2 ведущая: Объявляется игра «Скачки». Чей конь пробежит быстрее.

Победившему коню на шею завязывают гормендо (старинный платок).

Затем победитель-всадник получает в подарок барана и танцует вместе с девушкой.

Посиделки у очага.

Мальчики и девочки сидят в кругу (коллективное трудовое воспитание).

Подготовка кукурузных зерен к посеву. В середине на скатерти разложены

Национальные блюда. Мальчики и девочки соревнуются в острословии.

О мальчике:

Лоб, как бумага, белый, брови чернильно-черны,

Глаза, как ногайский жемчуг,

Щеки, как яблоки в саду Ахмеда,

Губы медовые, сладкие,

Подбородок -спелая груша,

На всех, десяти пальцах

Ногти, будто монеты серебра. (Кубачи)

О девочке:

Как будто из разных цветов, созданная,

Как будто из красивых трав, сплетенная.

О мальчике:

Красивоокий медвежонок.

Шкатулка, хранящая золото.

Грузинский белый виноград.

Серебряное излучение-

Маленький мой огонек. (Аварская)

1 ведущая: В конце хотелось бы сказать: Хвала и величие тебе большой народ. Маленького Дагестана! Хвала Родине творцов, поэтов, писателей и великих героев!

Да здравствует великая дружба людей, многонационального Дагестана!

Песня в исполнении педагога.

«Мой Дагестан»

У каждого на этом свете есть райский свой уголок,

Всевышний доверил нам это, чтоб каждый все это сберег,

Здесь горы, Каспийсое море, и зелень повсюду цветет,

Вот город строят и села, красивый народ здесь живет.

Припев

Дагестан- древнейший край,

Многокрасочный, как рай.

Все народы здесь равны,

Все друг другу мы нужны,

Цену дружбы знаем мы,

Эти узы так важны,

Дагестан мой, Дагестан,

Там и здесь моя родня.

2 ведущая: Спасибо всем присутствующими. Объявляется танец «Лезгинка» для всех!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год