Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Волшебное электричество» в подготовительной к школе группе
Познание
Автор: Митрофанова И.В, Сафонова О.А.,   
07.11.2023 18:14

Конспект занятия «Волшебное электричество» в подготовительной к школе группеКонспект занятия «Волшебное электричество» в подготовительной к школе группе

Подготовили:

  • Митрофанова И.В,
  • Сафонова О.А.,

воспитатели группы № 5 «Гномики»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности.

Используемые технологии: "Большой круг"; "Работа в малых группах"; "Калейдоскоп подсказок"

Интеграция видов детской деятельности:

Программные задачи:

 

Скачать конспект

Образовательные:

  • познакомить детей с достижением человечества — электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;
  • познакомить с понятием «статическое электричество»;
  • закреплять правила безопасного обращения с электроприборами;

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности;

Воспитательные:

  • вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека;
  • умение работать в команде, воспитывать чувство взаимопомощи;

Предварительная работа:

Изучаем статическое электричество вместе с.. | Фиксики | ВКонтакте (vk. com)

Словарная работа: статическое электричество, наэлектризованные предметы;

Демонстрационный материал:

Оборудование и материалы:

ТСО:

  • Интерактивная доска
  • Компьютер

Способ организации детей:

  1. часть – стоя.
  2. часть – стоя.
  3. часть – сидя перед экраном.
  4. часть – работа за столами.
  5. часть – стоя.

Ход занятия:

1 часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте улыбнемся друг другу. Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

В группу к детям заходитФиксик,

Фиксик: Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие, и большие!

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

вместе с детьми проводит игру-приветствие (на ковре)

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом),

Здравствуй друг (берёмся другой рукой),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).

Мы стоим рука в руке, вместе мы дружнее всех,

Можем маленькими быть (приседаем),

Можем мы большими быть (встаём),

Вместе нам не скучно жить (руки вверх)!

Фиксик: Здравствуйте, Ребята! А я ведь пришёл к Вам не просто так, у меня есть друг- Самоделкин. Вы знаете, кто это?

Дети: Да, это герой книги, которую написал Юрий Дружков.

Фиксик: Правильно. Так вот у него случилась беда, посмотрите на экран (записьфрагмента, когда Самоделкин пытается запустить бабочек, а они падают вниз) он решил подбодрить своего друга Карандаша и запустить разноцветных бабочек, но у него ничего не получилось и он решил, что за столько лет он разучился создавать чудеса и очень огорчился. Не могли бы вы ему помочь?

2 часть

Используем интерактивную игровую технологию «Большой круг» (на ковре)

Дети предлагают свои варианты как сделать так, чтобы бабочки полетели.

Ребята, давайте подумаем, как помочь Самоделкину сделать так чтобы бабочки полетели? Как же ему помочь?

Дети: Подвесить на ниточки и подуть, приделать им вертушки, сделать их механическими, заводными.

Используем интерактивную игровую технологию «Калейдоскоп подсказок»

Педагог предлагает рассмотреть куб, на гранях которого расположены символы-подсказки, позволяющие показать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, виды символов будут: шерстяная тряпочка и палочка; фольга; батарейки; ниточки, воздушный шарик, пульт. Вопросы для выбора той или иной подсказки будут: «опиши», «сравни», «как это можно использовать», «приведи аргументы “за” и “против”».

Фиксик: Я пришел не с пустыми руками, а захватил с собой те самые бабочки, которые Самоделкин не смог отправить в полет. Я уверен, что вместе мы сможем что-нибудь придумать.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем рассмотреть все предметы и выяснить, что же нам понадобится для того, чтобы чудо произошло и бабочки смогли порадовать Самоделкина, Карандаша и всех гостей.

Дети: (Предположения детей и аргументы“за” и “против”)

  • Батарейки нам вставить некуда, поэтому они не подойдут;
  • Пульт от телевизора работать не сможет, так как нет связи между пультом и бумагой;
  • Если мы привяжем ниточки, то сами бабочки полететь не смогут, потому что управлять ими будем мы сами, а это — не чудо; и т.д.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отвлечемся подумаем, и вспомним, может быть, что-то происходило с нами не по нашей воле и заставляло двигаться и даже мешало нам…

Ребенок: придя с прогулки я снимал рукавичку, она не снималась, а потом я дернул, и она как полетит и попала в шапку Вове.

Воспитатель: ой, надо быть аккуратнее…

Девочка: А я когда снимаю свитер или шапку мои волосы поднимаются следом за ними, и я их долго не могу привести в порядок…волосы торчат во все стороны, липнут к лицу и одежде,

Воспитатель: да, а причёска приобретает неухоженный вид. Вот посмотрите, это уже что-то свитер сделал волосы непослушными они взлетели…С кем-нибудь еще происходило что-то подобное?

Дети: да…

Девочка: А еще когда снимаешь свитер он иногда потрескивает.

Воспитатель: замечательно. Вам интересно почему это происходит? Давайте попробуем разобраться в этом удивительном явлении если оно происходило со многими. м. б. оно поможет и Самоделкину.

А м.б. кто–нибудь из вас знает ему объяснение? А если мы чего–нибудь не знаем, что необходимо сделать?

Дети:

  • можно обратиться за помощью к взрослым
  • посмотреть в книгах
  • поискать в интернете

Дети: расскажите нам, пожалуйста.

3 часть

Воспитатель: хорошо, садитесь поудобнее. Оказывается, всё дело в статическом электричестве. Обычный электрический ток возникает, когда вы вставляете в пульт батарейку со знаками плюс и минус — и он работает. Вот посмотрите. (Вставляет в пульт батарейки и включает изображение на интерактивной доске, затем выключает). А статическое электричество может возникнуть в предметах и не проводящих ток. В этом случае у предмета возникает заряд только плюс или только минус, и ему нужно притянуть к себе противоположный заряд для баланса. Возникает такой заряд чаще всего при трении. Давайте посмотрим на экран как это происходит. (включает интерактивную доску пультом)

Наши волосы трутся о шапку, свитер, водолазку или расчёску — и получают зарядстатического электричества (можно заснять заранее для демонстрации). И чтобы нейтрализовать его пытаются отыскать во внешней среде недостающий противоположный заряд и торчат во все стороны.

Электризоваться волосы могут в любое время года. Но мы особенно замечаем статическое электричество на волосах зимой. В это время объединяются все факторы: состояние волос, холодный сухой воздух и постоянный контакт с одеждой.

Фиксик: А вы уверены, что это происходит от трения. Давайте проверим. У меня есть помощник – султанчик. Давайте проведем эксперимент с ним. (показывает султанчика)

Воспитатель: хорошо. Ребята кто хотелбы мне помочь?

Ребенок: выходит.

Воспитатель: Имя ребёнка, потереть волосы султанчику мы не можем, они очень нежные. Я предлагаю тебе натереть пластмассовую линейку шелковым платком и поднести к султанчику, а мы с ребятами посмотрим, что из этого получится. (ребёнокдемонстрирует опыт)

А что же происходить с нашими волосами на уровне частиц? Посмотрите, (включает доску) это изображен атом – мельчайшая частица живой и неживой природы. Каждый атом имеет в центре положительно заряженное ядро. В ядре есть положительно заряженные протоны и нейтральные нейтроны. Ядро окружено облаком из отрицательно заряженных электронов. Если в ядре содержатся три протона (как на рисунке).

То в электронном облаке для уравновешивания заряда ядра должно содержаться три электрона. Таким образом, целый атом электрически нейтрален. Все физические тела вокруг нас состоят из атомов, и поэтому тоже электрически нейтральны, то есть не несут никакого электрического заряда.

Статическое электричество появляется тогда, когда тела на короткое время получают электрический заряд, то есть заряжаются. Зарядиться — означает нарушить баланс заряда атома, получив или потеряв какое – то количество электронов. Очень легко зарядить волосы, расчесывая их. Расческа отбирает электроны у волос, и они прилипают к атомам расчески. Электроны несут отрицательный заряд, поэтому расческа тоже заряжается отрицательно. При этом волосы теряют электроны и заряжаются положительно. А так как противоположные по знаку заряды притягиваются, то положительно заряженные волосы с надоедливым упорством липнут к отрицательно заряженной расческе. Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их.

Поэтому, причина перераспределения зарядов — трение.

Ну а теперь я предлагаю познакомиться со статическим электричеством поближе.

Фиксик: А прежде, чем мы продолжим наши исследования предлагаю отдохнуть.

Физминутка:

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам. ( «Фонарики»)

Чтоб работали приборы, ( «Моторчик»)

Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой прибор)

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

4 часть

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам разделиться на группы и попробовать самостоятельно получить статическое электричество. (можно воспользоваться карточками протоны+. Электроны- и нейтроны. Кружочки перевернуты дети берут карточки и объединяются по группам)

Используем интерактивную игровую технологию «Работа в малых группах»

(за столами)

Методическая разработка «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты с статическим электричеством ()

Выполняют эксперименты под Песню из м/ф «38 попугаев» – Ужасно интересно

Команды на столах для экспериментирования изучают карты – схемы проведения опытов и выполняют их. После проведения опыта один из членов команды рассказывает о результатах.

  1. команде предложить с помощью палочки, шерстяной тряпочки и алюминиевой банки создать движение банки
  2. командес помощью палочки и тряпочки создать движение мыльных пузырей
  3. команде заставить тарелочку парить

После проведения опыта один из членов команды рассказывает о результатах.

А теперь приглашаю поиграть

Игра «Электрический футбол» (под документ камерой)

(футбольное поле и шарик из фольги сделан заранее)

-Ребята, мы много провели опытов, а теперь я хочу вам предложить сыграть в футбол, но не простой, а электрический. Перед вами поле (пластиковая коробка) и шарик из фольги, для того чтобы можно было играть, необходимо зарядить наше футбольное поле. Для этого возьмите салфетку и натрите ей, аккуратно крышку. Затем опустите на поле мяч и подносите по очереди палец к мячу. (дети играют в электрический футбол).

-Почему же мяч отпрыгивал от нашего пальца? (ответы детей)

5 часть

Воспитатель: Какие вы молодцы. А как же бабочки Самоделкина. Сможем ли мы ему помочь?

Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим наш куб, может быть, что-то вам все-таки понадобится?

Дети приходят к выводу, что для того, чтобы помочь Самоделкину понадобится палочка или воздушный шарик, шерстяная тряпочка и сами бабочки. Проводим опыт — обсуждаем — подводим итоги

Фиксик: Какие вы молодцы. Я обязательно покажу Самоделкину как уговорить бабочек летать. Спасибо.

Фиксик прощается с детьми и благодарит их за помощь.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все такие молодцы, все славно поработали, настоящие волшебники. И я хочу подарить вам воздушные шарики, чтобы вы могли с ними поиграть и показать всем своим друзьям и родителями интересные опыты со статическим электричеством.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год