Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»
Познание
Автор: Зятникова Татьяна Васильевна   
06.04.2024 13:18

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»

Актуальность:

Ребенок по природе — исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения. Исследование — естественный процесс для ребенка, он изучает все, что происходит вокруг. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление. Самые в ознакомление с природой – это видеть её, чувствовать и наслаждаться ею. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В дошкольном возрасте одним из видов детской деятельности, является познавательно-исследовательская деятельность, которая является способом познания мира. Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния познавательно- исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

 

Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, получать определенные знания в области экологии – это главные задачи экологической работы в детском саду.

Цель:

Разработать систему работы для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, и развитию познавательного интереса к миру природы.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.
  2. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природе.
  3. Воспитывать привычку заботиться о растениях, беречь их.
  4. Познакомить с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками, частями растений (корень, ствол, листья, ветки, плод, цветок, семена).
  5. Сформировать представления о растении как о живом существе, зависящем от света, тепла, воды и почвы; о жизненно важных признаках растений (питание, рост, размножение).
  6. Дать представление о сезонном развитии растений, связях растений с животным миром и человеком, лекарственных растениях.
  7. Познакомить с влаголюбивыми и засухоустойчивыми, теневыносливыми и светолюбивыми комнатными растениями.
  8. Развивать у детей познавательный интерес к комнатным растениям, путем коллективных и индивидуальных наблюдений, организации трудовой деятельности, слушания рассказов воспитателя, делать зарисовки в «Дневнике наблюдений», развивать умение чувствовать растение, как живое существо.
  9. Создать условия для наблюдений, экспериментирования. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь.
  10. Организовать совместную познавательно-исследовательскую

Деятельность (наблюдение) детей и педагога в режимных

моментах.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  1. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  2. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней.
  3. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  4. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Воспитатели: Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника. Понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

Продукт проектной деятельности: стенгазета с фотографиям, выставка детских рисунков, кормушки для птиц (сделанные совместно с воспитателем).

Этапы проекта:

Подготовительный этап

  • Сбор методической литературы по теме проекта.
  • Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно — развивающей среды
  • Подбор игр по данной тематике.

Основной этап

  • Пересадка комнатных растений.
  • Проведение опытов ( «С какой стороны листа в растение проникает воздух?», «Почему растения тянутся к свету?», «Как влияет солнечный свет на растение?»).
  • Знакомство с лекарственными растениями.
  • Наблюдения на прогулке.
  • Труд в уголке природы.
  • Изготовление кормушек совместно с воспитателем.
  • Выращивание саженцев (цветов) для клумб.

Завершающий этап

  1. Проведение выставки изображений и поделок, созданных детьми в ходе проекта.
  2. Организация беседы о значимости сохранения природы и рационального использования ее ресурсов.
  3. Проведение занятий по экологической тематике, где дети смогут поделиться полученными знаниями и опытом.
  4. Оформление стенгазеты с фотографиями растений и дикой природы, на которых дети могут рассказать о своих наблюдениях и открытиях.
  5. Продолжение заботы о комнатных растениях и участие детей в их уходе.

Вывод: В результате проекта ожидается формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие их познавательного интереса к миру природы, а также приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Таким образом, данный проект поможет развить у детей интерес к природе, укрепить экологическую культуру и научить их бережному отношению к окружающей среде. Кроме того, дети получат возможность активно участвовать в исследовательской и творческой деятельности, обогатить свои познания и умения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год