Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Познание
Автор: Уланова Татьяна Юрьевна Садомова Юлия Ивановна Галстян Марина Юрьевна Шуманова Анна Александровна   
24.11.2024 05:39

Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»Деловая игра «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас сегодня на Совете педагогов по нашей годовой задаче, которая будет проходить в формате деловой игры на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающей успешной реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования» Для проведения нашей деловой игры я приглашаю Уланову Татьяну Юрьевну, воспитателя подг гр с высшей категорией, из корпуса Палермо, которая поделится своим опытом практической работы. Но…так как мы работаем с дошкольниками, где ведущим видом деятельности является игра, то формат нашей встречи решили сделать очень необычным, но очень интересным для того, чтобы и Вам побывать в роли экспериментаторов и исследователей…а может даже волшебников. Предоставляю слово Т.Ю.

Т.Ю.: Своё выступление хотелось бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

Действительно ребёнок-дошкольник, сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

 

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Но здесь есть важный момент т хотелось бы особо обратить внимание на это.

Скажите будет ли ребенок исследователем, если за него говорят готовые ответы без возможности подумать? (Ответы слушателей).

А если ему не дают проделать эксперимент только из-за того, что это будет беспорядок на столе или в группе?

Или если говорят: Ты еще маленький, я за тебя сделаю, а то ты прольешь а уж подрастешь и будешь сам? Слушать ответы.

Т.Ю. Конечно для того, чтобы дети были исследователями – нужен рядом такой родитель или педагог, который создаст условия (среду, отношение) такое, чтобы ребенок захотел сам разобраться и сделать открытие. И сегодня наша деловая игра – это создание таких условий для развития детей-исследователей, готовых выражать свои предположения и гипотезы, а дальше их подтверждать через опыты.

Сейчас я вам прочитаю объяснения детей, связанные с нашей сегодняшней темой, а вы попробуете отгадать о чём идёт речь.

  1. «Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. Что это, да верно это (ЭКСПЕРИМЕНТ)
  2. «Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. Как вы думаете о чём идёт речь. Да, ответ верный- (ЛАБОРАТОРИЯ)

Вбегает Гарри

Гарри: Какое несчастье, что мне делать, Всё пропало!.

Ведущий: Здравствуйте, а вы кто? И как вы сюда попали.

Гарри: Здравствуйте. Меня зовут Гарри. Гарри Поттер. Я начинающий волшебник из Хорвартса. А как я сюда попал, лучше и не спрашивайте, я и сам пока этого не понимаю

Ведущий: А что у вас случилось? Почему вы так взволнованы?

Гарри: Дело в том, что мой уважаемый учитель Дамблдор дал мне задание, но если я его не выполню, то не буду допущен до участия в опытах и экспериментах.

Что мне делать — я не знаю.

Ведущий: Гарри! Это вовсе не беда. Мы тебе поможем.

Гарри: А почему вы уверены, что сможете мне помочь?

Ведущий: Потому, что мы с коллегами собрались здесь, как раз по теме опытов и экспериментов. Я уверена, что мы сможем тебе помочь.

Гарри: Замечательно! Как хорошо что я попал именно к вам!.

Ведущий: Ну, не будем терять времени зря. Скажи что нужно делать?

Гарри: Мне нужно собрать то, что находится в этом сундуке. Но сундук откроется только в том случае, если я отгадаю загадку, которую мне передал учитель.

Ведущий: Ну тогда читай скорей загадку.

Гарри:

Вода не размочит,

Не съест его пламень

Нож, саблю наточит,

Зерно мелит....... (камень)

Гарри: Открывает ящик и показывает камень,

Теперь я знаю что мне нужно собрать для опыта! Это камни-кристаллы. И я прошу вас помочь мне.

Исполняетсягимнастика мозга «Собери кристалы».

Гарри: Спасибо вам, друзья.

Звучит волшебная музыка.

Гарри: Что я слышу! Какие знакомые звуки! Кажется, это мой учитель Дамблдор.

Под музыку открывается занавес, за столом сидит учитель.

Гарри: Учитель- Дамблдор!

Учитель: Здравстсвуй Гарри.

Гарри: Как вы здесь оказались?

Учитель: Так же как и ты! Но это сейчас не важно. Скажи, ты справился с моим заданием?

Гарри: Да, учитель, Я отгадал загадку, и собрал много камней. В этом мне помогли мои друзья, которые так же интересуются опытами и экспериментами.

Учитель: Ну что ж Гарри, я рад ты заручился такой замечательной поддержкой и справился с первым моим заданием.

Гарри: С первым заданием?! А что, будут ещё какие-то задания?

Учитель: Конечно, Гарри! Ведь ты не думаешь, что в нашем университете так легко и просто учиться?

Гарри: Конечно нет. учитель. Я вовсе так не думаю.

Учитель: Итак, тебе и твоим помощникам нужно показать свои знания и собрать материалы для опытно-экспериментальной деятельности.

Гарри: Учитель, что нужно сделать.

Учитель: Сначала вам нужно разделиться на несколько команд и ответить на вопросы, которые находятся вот в этом мешке..

Надеюсь, у вас всё получится. А мне нужно вас ненадолго оставить. Желаю удачи.

Занавес закрывается

Гарри: Поделиться на команды, но как это сделать…Придумал! В этом мне поможет распределительная шляпа.

(из шляпы гости достают по одной записке с названием команды Умники, Знайки, Энштейны и делятся на команды)

Гарри: А теперь давайте узнаем какое задание приготовил учитель Дамблдор. Помогите мне, пожалуйста. (обращается у ведущему)

А я вас ненадолго оставлю, узнаю у учителя, какое следующее задание нужно выполнить. (уходит)

Ведущий достаёт свиток из мешка и читает)

Ведущий: «Вам нужно ответить на вопросы, которые лежат у вас на столах и записать ответ на листе бумаги.»

Проводится викторина «Внимание, вопрос!»

1 команда «Умники»

1. Что вы подразумеваете под понятием познавательнаядеятельность"?

(Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).

2. Что такое "проблема"?

(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

3. Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

2 команда. «Знайки»

1. Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

2. Алгоритм организации детского эксперимента?

(Постановка проблемы, целеполагание, выдвижение гипотез, проверка гипотез, анализ полученного результата, формулирование выводов.)

3. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?

(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).

3 команда «Энштейны»

1. Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

2. Как необходимо выдвигать гипотезы?

Приведите пример:

(Например, существует детская проблемная ситуация: как птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; они сверху видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)

3. Эксперименты бывают:

(индивидуальные, групповые, однократные или циклические.)

Входит Гарри

Гарри:

Друзья следующее задание, которое приготовил для нас учитель- снова загадка. Нужно отгадать, что находится в этой коробке.

Сначала нам нужна мука,

В неё добавим молока,

Яйцо туда же разобъём,

Сметану, маслица нальём.

Добавим соду, сахар, соли,

И будем мять, что хватит воли.

Что спрятано в коробке? (тесто).

Нам с вами нужно намесить много теста, для следующего опыта.

Проводится игра с палочками «Месим тесто.

Гарри:

Все молодцы, Но у нас есть ещё одно задание. (передаёт свиток и мешок. ведущему)

Ведущий:

Кажется это задание сказочное. (читает)

1. Каждая команда должна изобразить персонаж, который написан на листочке. А всем остальным участникам нужно отгадать, кто будет изображён. Представитель команды должен выбрать этот листочек из мешка. Главное условие- задание тайное, нельзя показывать надпись другим командам.

Команды изображают героев.

Гари: Вы замечательно справились с заданием. А скажите, можно ли назвать поведение этих персонажейисследовательским? Почему?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Гарри: А вот и следующее задание от учителя. И похоже оно будет музыкальным. (передаёт свиток ведущему)

А мне снова нужно удалиться за следующим заданием от учителя. (уходит)

Ведущий: Вам нужно вспомнить песни об объектах экспериментирования, которые вам достались. (облака, вода, солнце).

Под музыку заходит Гарри.

Гарри: Я к вам спешу с заданием, Учитель сказал, что оно последнее! В этой коробке находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца).

Правильно, нам нужна не только скорлупа, но и всё в ней содержимое, то-есть яйцо.

Ну что же все вы не сидите добыть яйца мне помогите.

Исполняется упражнение с яйцами.

Открывается занавес, у стола стоит учитель.

Учитель: Хочу поздравить тебя Гарри! Ты и твои друзья-помощники справились с моими заданиями. И теперь вы можете приступать к опытам.

Для каждого опыта нам понадобится один участник из команды.

Для каждого опыта есть инструкция, которая находится на столе.

Учитель:

1опыт «Плавающее яйцо»

В этом опыте нам нужно сделать так чтоб в одном стакане яйцо осталось на поверхности, в другом осталось на уровне середины стакана, в третьем утонуло и сделать соответствующий вывод.

2 опыт «Извержение вулкана»,

Давайте попытаемся разбудить наш вулкан и понаблюдать за его извержением.

3 опыт «Напои Галку водой».

В этом опыте вам нужно повысить уровень воды не добавляя её в стакан.

Вы справились со всеми опытами.

Какой вывод мы можем сделать по первому опыту?

Вывод:

Плотность воды солёной более высокая, поэтому она выталкивает яйцо)

Учитель: Гарри, А какой вывод ты сделал по второму опыту?

Гарри: Опыт показывает взаимодействие соды с кислотой.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать по третьему опыту?

Вывод:

Камни тонут в воде потому что они тяжёлые и плотные, вода поднимается когда камни попадают в неё, потому что тяжёлый камень вытесняет воду и занимает место на дне.

Учитель: Ну что ж, Гарри, сегодня вместе с друзьями ты постарался на славу. Вы выполнили все мои задания и успешно справились со всеми опытами.

Гпрри: я очень рад, что у нас всё получилось! Спасибо вам, большое!

Учитель: А нам пора с вами прощаться. Пойдём, Гарри, я познакомлю тебя с новыми опытами и экспериментами.

Гарри: До свидания, друзья! Желаю вам успехов в экспериментировании!

Занавес закрывается

Ведущий:

Уважаемые коллег, надеюсь опыты, которые были здесь представлены пригодятся вам для проведения опытно-экспериментальной деятельности со своими детьми в группах, и конечно для участия в конкурсах по проектно-исследовательской деятельности.

Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в нашей деловой игре

(представление участников)

Огрмное всем спасибо за ваши старания и умения, позитивное настроение и хочется преподнести вам небольшие угощения. И для создания уголка экспериментирования мы приготовили некоторые памятки по каждой возрастной группе, благодаря которым Вы создадите свой Хогвартс в группе, надеюсь Вам была наша деловая игра полезна и формат практики очень запоминающийся и современный.

Успеете поручить сделать памятки по перечню оборудования в уголке экспериментирования кому-то? Или мне подключиться? Только много наименований не надо, основное и все. И в конце памятки надо написать: все оборудование и материалы в уголке должны быть плотно закрыты в прозрачных коробочках и каждая коробочка подписана и приклеена сделана картинка с изображением что там, для того чтобы ребенок видел что берет, а помощник воспитателя смогла делать ежедневную уборку уголка от пыли.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год