Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Познание
Автор: Мурзагулова Гульберген Кузаировна   
28.11.2024 23:44

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

МУРЗАГУЛОВА ГУЛЬБЕРГЕН КУЗАИРОВНА КАТЕГОРИЯ — ВКК МКДОУ ДС «ЭДЕЛЬВЕЙС» СП «РУЧЕЕК»

Аннотация: Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых, с профессиями людей ближайшего окружения. На сегодняшний день проблема ранней профориентации носит актуальность, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

 

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «Больницу», «Магазин», «Стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные. Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других — неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Проблема:

В результате диагностики развития детей старшей группы на начало учебного года, мною было установлено что, представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Описывая профессии, дети ориентируются на поверхностные, легко видимые их характеристики. В ходе проекта «Путешествие в мир профессий» дети нашей группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии трудовых действий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «Почта» и др. Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.

Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Тип проекта: Краткосрочный.

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность: 1 месяц.

Актуальность.

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Анализ ситуации

Профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней и зародить мечту попробовать свои силы в человеческой деятельности.

Постановка проблемы:

Недостаточность, поверхностность знаний и представлений воспитанников по теме проекта. У детей нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых, не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека, расширение представлении детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

Задачи:

  1. Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения; расширять представления о разных профессиях (трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы);
  2. Формировать у детей добросовестное отношение к труду, уважение к результатам труда людей разных профессий;

Научить детей отражать в сюжетно — ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;

3. Формировать предметно-развивающую среду, направленную на развитие сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с профессиями;

4. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  • изучение материала по теме проекта;
  • определение цели и задач, сроков реализации;
  • подбор методической литературы, иллюстрированного материала;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • проведение предварительной работы с родителями;
  • оформление книжного центра детской литературой и иллюстрациями по теме проекта;
  • подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной деятельности воспитанников;
  • выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий.

Основной этап

1 неделя:

  1. Беседа с детьми «Что такое профессии?».
  2. Знакомство с разными профессиями.

Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.

3. Чтение художественной литературы: В. В. Маяковский «Кем быть?»

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

5. Дидактическая игра «Назови профессию».

6. Стихи и загадки о профессиях.

7. Экскурсия с детьми на кухню. Знакомство с профессией повара.

8. Викторина «Путешествие в мир профессий».

9. Рисование: «Кем я хочу стать».

2 неделя:

  1. Беседа с детьми «Кем ты станешь, когда вырастешь?».
  2. Экскурсия с детьми в медицинскую комнату.
  3. Составление рассказов о профессиях родителей.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».
  5. Дидактическая игра «Собери картинку».
  6. Лепка «Атрибуты и инструменты разных профессий».
  7. Чтение художественной литературы: С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
  8. Пазлы «Профессии».
  9. Раскраски «Профессии».
  10. неделя:
  11. Беседа с детьми «Профессии моих родителей».
  12. Просмотр видеофильма «О профессиях».
  13. Сюжетно-ролевая игра «Больница».
  14. Экскурсия на прачечную. Знакомство с профессией прачки.
  15. Ознакомление с пословицами и поговорками о труде и лени.
  16. Дидактическая игра «Названия профессий от А до Я».
  17. Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
  18. Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии».
  19. Музыка Постановка танца «Светофор»
  20. неделя:
  21. Беседа с детьми «Кому, что нужно для работы?».
  22. Чтение художественной литературы: М. Познанская «Пойдем на работу».
  23. Сюжетно-ролевая игра «Полиция».
  24. Просмотр видеороликов «Как хлеб на стол пришел?»,
  25. Дидактическая игра «Кто больше расскажет о профессии».
  26. Придумывание рассказов на тему: «Кем я стану, когда вырасту».
  27. Беседа с инспектором ГИБДД.
  28. Дидактическая игра «Кому что нужно для профессии».
  29. Наблюдение за трудом дворника.

Работа с родителями:

Беседы с родителями об участии в проекте.

Изготовление и приобретение атрибутов для сюжетно — ролевых игр: «Парикмахерская», «Аптека», «Больница», «Магазин», «Шофёры».

Приобретение костюмов разных профессий: врача, парикмахера, военного, продавца.

Заключительный этап.

В ходе проекта «Путешествие в мир профессий» дети нашей группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии трудовых действий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «Почта» и др. Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.

Обеспечение проекта:

Книги про профессии, картинки с изображением людей разных профессий, атрибуты и инструменты разных профессий, проектор, ноутбук, пластилин, гуашь, видеоролики.

Оценка результатов проекта:

Детям была интересна тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Все дети проявили интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов:

  • Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями
  • Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы

- Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Заключительные положения, перспектива дальнейшего развития проекта:

Реализация ключевых направлений нашего проекта на основном этапе и анализ полученных результатов позволили сформулировать следующие выводы:

  • Родители поучаствовали в проектной деятельности группы, проявили заинтересованность в подготовке детей к составлению рассказа об их профессиях и созданию рисунков детьми на тему «Кем я хочу быть?».
  • Дети узнали о разнообразии профессий, о том, что даже некоторые увлечения людей в детстве становятся их профессиями в будущем, расширили свои знания и представления об известных им профессиях.
  • Дети с удовольствием ходили на экскурсии и играли в различные сюжетно-ролевые игры, тем самым формировали положительный эмоциональный настрой к данным профессиям в будущем.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим — М.: "Педагогическое Общество России", 2017.
  2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М.: ТЦСФЕРА, 2016.
  3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2019.
  4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 10.
  5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М.: ТЦ Сфера, 2018.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год