Мини – музей «Предметы из прошлого» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников |
Познание | |||
Автор: Налетова Наталья Ивановна Бурлакова Анна Николаевна Лаптева Наталья Васильевна | |||
06.12.2024 05:21 | |||
Мини – музей «Предметы из прошлого» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Авторы:
Сегодня в нашей повседневной жизни часто произносятся слова «духовность», «нравственность», «духовно-нравственноевоспитание», «духовная личность» и прочее, однако каждый вкладывает в них свой смысл. Наши педагоги соединяют духовно-нравственное воспитание и обучение через изучение традиций, быта, культуры, прошлого нашего народа, посредством внедрения инновационной педагогической технологии «Музейная педагогика». Детский сад № 84 «Снегурочка» комбинированного вида имеет два корпуса. 1 корпус расположен в п. Горького и был построен еще в нач. 70-х годов. Позитивное светлое будущее и развитие детского сада во многом определяет знание его истории. Историю детского сада № 84 «Снегурочка» комбинированного вида г.Улан-Удэ можно узнать через экспонаты нашего мини-музея, который был создан в рамках проекта «А нам не все равно!». Более 50 лет сотрудники сада бережно хранили в группах детские игрушки, глиняную посуду, музыкальные инструменты, сувениры и многие другие предметы СССР. Возникла идея собрать все это в одном месте. Так появился наш мини-музей «Предметы из прошлого», который с интересом посещают наши сотрудники, родители и воспитанники детского сада. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание нравственно – патриотических чувств и любви к Родине. Экскурсии в мини-музей приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.
Посещая наши музейные выставки, воспитанники «Снегурочки» могут не только рассматривать, созерцать, но и активно взаимодействовать с предметами: листать альбомы, тетради, наряжать елку, обследовать кухонную утварь, попробовать себя в роли «Экскурсовода». Наш воспитанник Ярослав, участвуя в конкурсе по музейной педагогике, занял 1 место в Республиканском конкурсе мини-музеев «Любимая Бурятия моя», в номинации «Лучший экскурсовод». Больше всего Ярославу нравилось представлять сектор «Посуда из бабушкиного сундука». Большой интерес у детей вызывает сектор "Весёлый перезвон", в котором представлены разнообразные шумовые музыкальные инструменты. Старших дошкольников привлекает звучание колокольчиков, яркость декоративных свистулек, необычный для современного ребенка вид стерео-проигрывателя. Некоторые инструменты данного сектора используются на музыкальных занятиях и по сей день. А для взрослых особо значим сектор «Фотолетописи детского сада», которые ведутся с 1943 года. Целую историческую эпоху оставили нам сотрудники детского сада «Снегурочка». По фотографиям можно определить, кто стоял у истоков образования детского сада и города Улан-Удэ. Перелистывая страницы альбомов фотолетописей, можно лицезреть уникальные документальные кадры воспитания детей в советское время, время перестройки, занятия педагогов с детьми, организацию дневного сна воспитанников того времени, о достижениях выпускников сада и многое другое. В настоящее время мы ведем свою фотолетопись, чтобы сохранить традиции детского сада «Снегурочка» и войти в его историю. Представителей СМИ, снимавших видеосюжет о нашем мини-музее «Предметы из прошлого» привлек экспонат из сектора «Семейская горница» — платок-шаль. Этот старинный предмет, которому более 200-х лет, пережил 4 пожара и достался по наследству одному из наших сотрудников от пра-прабабушки. В этом секторе две старинные прялки, чугунные утюги и расписная посуда и др. Эти предметы быта способствуют формированию у детей уважительного отношения к истории наших предков, к культуре своего народа. Открытки, марки, календарики пополнили сектор «Коллекционер». Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Знакомясь с коллекцией, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах коллекции, бережно их хранить. Разнообразие секторов в нашем мини-музее, становится средством погружения детей в историю предметов и объектов области познания, создает фундамент для формирования интереса к прошлому, воспитания патриотических чувств, любви к Родине. Постепенно наш музей пополняется новыми экспонатам. В ходе работы весь материал систематизируется и распределяется по секторам. В преумножении экспонатов активно участвуют не только сотрудники, но и родители. Такая работа сплачивает коллектив сотрудников, родителей, детей. В дальнейшем мы планируем продолжить работу для улучшения партнёрских отношений между всеми участниками образовательного процесса по развитию чувства патриотизма.
|