Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения»
Познание
Автор: Семина Наталья Васильевна   
12.12.2024 22:16

Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения»Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения наблюдения и исследовательской деятельности с детьми.

Задачи:

  • продемонстрировать некоторые виды исследовательской деятельности с бумагой, водой, песком, воздухом.
  • обобщить знания и обменяться опытом по данной теме.

Оборудование и материалы: тарелки, бумажные цветы, вода, виноград, одноразовые стаканчики, печатки, песок, молоко, палочки, кисточки, йод.

 

План.

  1. Приветствие. Знакомство с понятием наблюдение.
  2. Совместное наблюдение.
  3. Поисково-исследовательская деятельность.
  4. Обсуждение.
  5. Итог.

Ход:

1. — Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами.

Я очень надеюсь, что она будет интересной и увлекательной.

Известные философы говорили о наблюдении следующее:

«Изучение и наблюдение природы породило науку.» — Марк Туллий Цицерон

«Человеческие познания приобретаются только одним способом – путём наблюдения фактов…» — Марселен Бертло

«Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.» — Иоганн Генрих Песталоцци

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно — исследовательская деятельность является основным видом деятельности детей дошкольного возраста наряду с игровой.

Поисково — исследовательская активность – естественное состояние ребенка, когда он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.

Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности;

исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения;

исследовательская активность — естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться

А познавательному развитию способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение.

Наблюдение- это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в поисково – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Значение наблюдения: развитие познавательной активности, развитие речи, внимания, любознательности, мыслительных процессов, самостоятельности, воображения и др.

2. — В нашей группе уделяется много внимания организации наблюдения и познавательно-исследовательской деятельности с детьми, направленной на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В нашей группе мы проводим наблюдения ежедневно…

Виды проводимых наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом (на территории д/с).
  4. Наблюдения за живым объектом.
  5. Наблюдения за трудом взрослых (на территории д/с).

Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы.

- Как вы думаете, за какими объектами можно наблюдать? (за солнцем, небом, растениями, животными, людьми, машинами)

- Где можно проводить наблюдения? (на улице, на участке, в группе, дома)

- Что нужно для наблюдения? (Условия для наблюдения: место, время, оборудование)

В процессе наблюдения проводится небольшая поисково- исследовательская деятельность.

Этапы исследования:

1

Постановка исследовательской задачи или определение цели деятельности

2

Выдвижение гипотез

3

Выбор необходимого оборудования

4

Проведение опыта; наблюдения за результатами опыта: подтвердился или не подтвердился результат поиска?

5

Обсуждение   результатов опыта, формулирование выводов

6

Фиксирование

 

3. Предлагаю вам испытать «радость открытий» сегодня. Давайте с вами проведем небольшие наблюдения в процессе проведения опытов.

 

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

-Какой можно сделать вывод? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.)

 

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

- Какой вывод можно сделать? (Пузырьки газа- легкие, поэтому поднимают виноградинку).

 

Опыт № 3

Песок в тазике смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). – Какой можно сделать вывод? (Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.)

 

Опыт № 4: «Секретное послание»

Окуните, пожалуйста, ватную палочку в молоко и напишите на листе бумаги послание или нарисуйте рисунок. Чтобы прочитать послание, нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором с помощью кисточки смазать лист с письмом.

- Какой можно сделать вывод? (Происходит реакция между веществами, и становится видна надпись, так как изменяется цвет.)

4. Обсуждение.

- Вам был ли доступен предложенный материал?

- Легко ли вам было? Какие трудности вы испытали?

- Будете ли Вы дома организовывать исследовательскую деятельность с ребенком?

Совместно с детьми можно проводить эксперименты с различными материалами и предметами. Все эксперименты, проводимые с детьми доступны для исследования, и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.

Советы педагога:

-Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по обсуждаемому с Вами вопросу, даже если его мнение Вам кажется наивным.

- Важно найти истину вместе!

-Не надо торопиться учить ребёнка тому, что мы взрослые считаем главным, часто не уделяя внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое вы считаете наиболее важным.

5. Итог.Но вот и пришло время подвести итоги.

- Понравилось ли Вам мероприятие, в котором Вы приняли участие?

-Что произвело наибольшее впечатление?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год