Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения» |
Познание | |||||||||||||||
Автор: Семина Наталья Васильевна | |||||||||||||||
12.12.2024 22:16 | |||||||||||||||
Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения» Цель: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения наблюдения и исследовательской деятельности с детьми. Задачи:
Оборудование и материалы: тарелки, бумажные цветы, вода, виноград, одноразовые стаканчики, печатки, песок, молоко, палочки, кисточки, йод.
План.
Ход: 1. — Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Я очень надеюсь, что она будет интересной и увлекательной. Известные философы говорили о наблюдении следующее: «Изучение и наблюдение природы породило науку.» — Марк Туллий Цицерон «Человеческие познания приобретаются только одним способом – путём наблюдения фактов…» — Марселен Бертло «Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.» — Иоганн Генрих Песталоцци В соответствии с ФГОС ДО, познавательно — исследовательская деятельность является основным видом деятельности детей дошкольного возраста наряду с игровой. Поисково — исследовательская активность – естественное состояние ребенка, когда он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Основой исследовательской деятельности являются: поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности; исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения; исследовательская активность — естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться А познавательному развитию способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение. Наблюдение- это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений. Метод наблюдения в поисково – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Значение наблюдения: развитие познавательной активности, развитие речи, внимания, любознательности, мыслительных процессов, самостоятельности, воображения и др. 2. — В нашей группе уделяется много внимания организации наблюдения и познавательно-исследовательской деятельности с детьми, направленной на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В нашей группе мы проводим наблюдения ежедневно… Виды проводимых наблюдений:
Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. - Как вы думаете, за какими объектами можно наблюдать? (за солнцем, небом, растениями, животными, людьми, машинами) - Где можно проводить наблюдения? (на улице, на участке, в группе, дома) - Что нужно для наблюдения? (Условия для наблюдения: место, время, оборудование) В процессе наблюдения проводится небольшая поисково- исследовательская деятельность. Этапы исследования:
3. Предлагаю вам испытать «радость открытий» сегодня. Давайте с вами проведем небольшие наблюдения в процессе проведения опытов.
Опыт № 1 Вырежьте из цветной бумаги цветы с лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. -Какой можно сделать вывод? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.)
Опыт № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». - Какой вывод можно сделать? (Пузырьки газа- легкие, поэтому поднимают виноградинку).
Опыт № 3 Песок в тазике смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). – Какой можно сделать вывод? (Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.)
Опыт № 4: «Секретное послание» Окуните, пожалуйста, ватную палочку в молоко и напишите на листе бумаги послание или нарисуйте рисунок. Чтобы прочитать послание, нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором с помощью кисточки смазать лист с письмом. - Какой можно сделать вывод? (Происходит реакция между веществами, и становится видна надпись, так как изменяется цвет.) 4. Обсуждение. - Вам был ли доступен предложенный материал? - Легко ли вам было? Какие трудности вы испытали? - Будете ли Вы дома организовывать исследовательскую деятельность с ребенком? Совместно с детьми можно проводить эксперименты с различными материалами и предметами. Все эксперименты, проводимые с детьми доступны для исследования, и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями. Советы педагога: -Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по обсуждаемому с Вами вопросу, даже если его мнение Вам кажется наивным. - Важно найти истину вместе! -Не надо торопиться учить ребёнка тому, что мы взрослые считаем главным, часто не уделяя внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое вы считаете наиболее важным. 5. Итог.Но вот и пришло время подвести итоги. - Понравилось ли Вам мероприятие, в котором Вы приняли участие? -Что произвело наибольшее впечатление?
|