Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Коллекционирование – форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Познание
Автор: Лисиченко Ирина Михайловна   
20.12.2024 21:57

«Коллекционирование – форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»«Коллекционирование – форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Лисиченко И. М., воспитатель МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшета

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но взывающих к размышлению.

Как процесс систематизации окружающего мира оно начинает опреде-ляться в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. В России первые упоминания о коллекционировании датируются X-XI веками.

В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Но с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования коллекционирование выступает как одна из актуальных форм работы с дошкольниками.

 

В статье Н. Рыжовой «Как стать коллекционером» (журнал «Игра и дети» №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций.

В статье «Каменная эпидемия» (журнал «Обруч» №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляет статья Ю. Каспаровой, опубликованная в журнале «Игра и дети» (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа «лото».

Коллекционирование — это одна из форм познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Значение коллекционирования для развития ребенка очень велико.

Во-первых, в процессе сбора коллекции у дошкольника возникает же-лание больше узнать о предметах своей коллекции, т.е. у него расширяется кругозор.

Во-вторых, ребенок развивает мышление, память, внимание, усидчи-вость, аккуратность и бережливость. Дети учатся видеть, сопоставлять, фан-тазировать, наблюдать.

Сам процесс коллекционирования создаёт установку у дошкольника обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия. У детей развиваются тактильные ощущения, восприятие форм, цвета, пространства, звука, состояния предметов (мягкое, твердое).

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, дети учатся общению. Занимаясь общим делом, преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой. Пред-меты коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству детей, активизируют имеющиеся у них знания.

Существует несколько видов коллекционирования:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с по-мощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние — это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних — демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.

Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на ко-роткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, – это экспонаты, которые можно трогать, рассматри-вать.

Достоинством коллекционирования можно считать его интегрирован-ность, т.е. связь с разными видами деятельности и образовательными областями.

Использование коллекции

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познава-тельных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)
  • в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р. игры, театрализованные игры
  • в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд
  • в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий
  • в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, со-ставление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.
  • в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества — рисунки, аппликации, макеты

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Одной из форм коллекционирования является оформление музеев в детском саду. Тематика и размеры экспозиции не имеют значение, значение имеет содержание этого музея.

Подбор материала в музей может быть совершенно разным и зависит от интереса воспитателя или детей. Например, ребенку нравятся игрушки — ло-шадки и все, что связано с лошадью. Можно оформить музей именно этой игрушки.

Тема, которую дети изучают в детском саду, тоже может служить поводом к коллекционированию. Например, тема «Цветы». Дети могут принести книги, рисунки, картинки, где изображены интересные цветы и др. Изготовить с родителями аппликацию, панно и т.д.

Выставка – еще одна форма коллекционирования. Темы для организа-ции выставок могут быть различные, например: «Кони быстроногие», «Глиняные игрушки», «Колокольчики».

Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого нужно выделить отдельное место (полка, ящик, коробка, карман-вкладыш, пластиковый контейнер, банка и др.).

При коллекционировании необходимо учитывать следующее:

  • детям интересен сам процесс собирания
  • коллекции рекомендуется собирать совместно с взрослыми
  • для вовлечения детей в коллекционирование нужно использовать мотива-цию. Например: семена — корм зимующим птицам и др.

- немаловажно правильно оформить коллекцию (собранные образцы при необходимости надо помыть, почистить, перебрать). Разместить их желательно в одинаковых коробочках, стаканчиках и т. д. Каждый образец должен быть пронумерован, приложен список.

- коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно, подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям, привлекали их внимание, побуждая к познанию.

Но наряду со всеми положительными моментами, детское коллекцио-нирование имеет несколько проблем, о которых нужно знать, что бы вовремя предупредить негативное воздействие на развитие дошкольника. Коллекционирование может перерасти в настоящее пристрастие, вытесняющее из жизни нормальное общение, друзей, игры, занятия спортом, детский сад. Поэтому педагогам и родителям необходимо грамотно руководить процессом детского коллекционирования.

В нашей группе имеются коллекции камней, бумаги, семян, пуговиц. Собираем коллецию магнитов с изображением городов. Дети расматривая магниты расскаывают, где они путешествовали с родителями, вспоминают интересные истории.

То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллек-циями: ни материальной, ни общественной ценности они не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.

Использование коллекционирования в образовательном процессе рас-ширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.

И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.

Важно помнить, что главное в этом процессе – не количество собран-ных предметов, а удовольствие и польза, которую получает ребёнок от самого занятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год