Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. Методическая разработка по познавательному развитию «Любознательное насекомое»
Познание
Автор: Касаткина Мария Евгеньевна   
21.12.2024 07:51

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. Методическая разработка по познавательному развитию «Любознательное насекомое»ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. Методическая разработка по познавательному развитию «Любознательное насекомое»

Касаткина Мария Евгеньевна, воспитатель первая квалификационная категория МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 г. Иваново

Дидактическое пособие «Любознательное насекомое» предназначено для познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста. Пособие может быть использовано как в разных видах детской деятельности, так и в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Пособие соответствует требованиям ФГОС ДО и реализует принципы воспитания и развивающего обучения. Работа с данным дидактическим пособием формирует и развивает, активизирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности, направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в дошкольных учреждениях способствует развитию у детей мышления, внимания, речи, обогащает знания о взаимосвязях в окружающем мире.

Актуальность и уникальность данной авторской разработки состоит в нескольких моментах. Дидактическое пособие «Любознательное насекомое» разработано профессиональным художником и имеет эстетичный, привлекательный вид. Она очень яркая, легко узнается детьми. Необычный большой размер и красочный вид привлекает ребенка. Любознательный по своей природе, малыш с интересом принимает материал, который предлагает ему «насекомое» Удобное расположение гусеницы дает ребенку возможность играть самостоятельно, без организующей помощи взрослого. Многофункциональная разработка позволяет педагогу легко добавлять материал или заменять его на другой. Методическое пособие гусеница трансформируется, меняет свой внешний вид, таким образом, взрослый может проводить игры и занятия в соответствии с поставленными задачами, учитывая потребности и возраст детей.

 

Скачать конспект

Первоначально данное пособие создавалось для работы в группе младшего дошкольного возраста, где основным направлением является развитие сенсорики. По мере взросления детей, «росла» и «Премудрая гусеница». Были расширены области ее применения, и появилась возможность адаптировать ее под другие обучающие задачи. Дидактическое пособие может быть применено на всех этапах дошкольного развития и во всех образовательных областях.

В образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а так же может быть использовано для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Дидактические игры, составленные на основе пособия, помогают детям воспринимать задания через игру, способствуют развитию уровня мыслительных способностей. Дети имеют реальную возможность ощутить, проанализировать и сравнить такие понятия как «размер», «цвет», «форма», «величина», «количество». Последовательное введение в игру новых сенсорных эталонов помогает подготовить детей физически и психически к усложнению умственной деятельности.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети имеют возможность повторить с «Любознательным насекомым» пройденные занятия. Наблюдение за тем, как играют дети, проговаривают проблемные ситуации, позволяют педагогу выявить моменты, вызывающие у детей заинтересованность и использовать в качестве мотивации на следующих занятиях. Эффективно использование пособия при индивидуальной работе с детьми, испытывающими затруднения в освоении материала.

Цели: побуждать детей к активной игровой, познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

  • формирование умения устанавливать сходство по цвету, пространственному расположению;
  • формирование представления соотношения числа (цифры) и количества;
  • закрепление знания цвета, формы и величины;
  • формирование и развитие умения делать выводы на основе собственных наблюдений;
  • формирование дифференцированного восприятия качества предметов
  • развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики;
  • развитие зрительно-моторной координации, пространственных отношений;
  • формирование умения действовать самостоятельно в игровой, познавательной и коммуникативной деятельности;
  • активизация и обогащение словаря детей;
  • укрепление взаимодействия семьи и детского сада

Формы работы:

  • индивидуальные
  • по подгруппам
  • групповые

Практическое значение: использование дидактического пособия способствует развитию логического мышления, повышению уровня самостоятельности детей при решении проблемных ситуаций, умению работать сообща, проговаривая со сверстниками способы решения задач или условия игры.

В комплект игрового пособия входят:

  • макет гусеницы в мультипликационном стиле (изготовлен из полимерных материалов)
  • карточки с цифрами
  • карточки с изображением разного количества предметов
  • карточки с изображением предметов разной формы
  • муляжи овощей и фруктов
  • пазл (копия Премудрой гусеницы)
  • пластиковые шарики с цифрами
  • пластиковые корзины (диаметр 7 см)
  • бумажные (пластиковые) стаканы
  • крупные пластиковые бусины разных цветов

Размер пособия в разложенном виде 130х60 см., может использоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении (при необходимости крепится на поверхность при помощи саморезов или скотча)

Рекомендуемые дидактические игры:

Дидактическая игра «Портрет Гусенички»

Цель: развивать моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

Ход игры:

Что за чудо червячок,

Весь в волосиках бочок,

Он по листику ползёт,

И его же и жуёт! (гусеница)

После того, как дети отгадали загадку, воспитатель подводит их к гусенице, рассказывая историю о том, что в гости к ним пришла Гусеничка. Но она очень сильно расстроилась: несла им в подарок свой портрет, но по дороге налетел сильный ветер и разорвал портрет на части, превратив его в пазл. Детям предлагается помочь гусенице собрать портрет. Игру можно дополнить, предложив детям назвать, которым по счету находится круг определенного цвета

Дидактическая игра «Овощи и фрукты для гусеницы»

Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, развивать сенсорные навыки, вкусовые ориентиры, развивать образное мышление, речь.

Ход игры:

В банке гусеницу маме

Принесла Олеся.

  • Воспитаем её сами

Хватит в доме места!

Что же кушает она

Я не знаю только.

Дам ей жёлтенький банан,

Апельсина дольку,

Дам ей муху, паука,

Дам ей хлебных крошек.

Подожди меня пока,

Наловлю и мошек.

И водою напою

Раскрасавицу мою!

Воспитатель знакомит детей с Гусеничкой, а затем просит показать, что кушала наша гусеница на огороде (овощи, фрукты, ягоды). Задания: а) соотнести цвет овоща (ягоды, фрукта) с цветом гусеницы (пример: ребенок берет огурец и кладет в корзинку с соответствующим цветом круга гусеницы, помидор – соответственно в корзинку красного круга и т.д.); б) предложить детям помочь гусенице выбрать овощи, чтобы сварить суп, фрукты для компота и ягоды для варенья, разложив их, соответственно, в три корзины. Задания могут быть усложнены: прежде чем взять овощ или фрукт, детям предлагается отгадать загадки по теме «Овощи и фрукты»

Дидактическая игра: «Разложи бусины по цветам»

Цель: продолжать знакомить детей с четырьмя основными цветами, учить различать их, развитие мелкой моторики рук, быстроты реакции, мышления

Ход игры: Воспитатель наклоняется к гусенице и делает вид, что гусеница что-то говорит ему на ухо.

Воспитатель: Ребята! Гусеница сказала мне, что отправившись к нам в гости, нарядилась. Надела красивые разноцветные бусы. Но по дороге нитка порвалась, и все бусины рассыпались. Гусеница просит помочь ей собрать бусинки, разложив их по цвету: синие — в синий стаканчик, красные – в красный, желтые – в желтый, а зеленые – в зеленый. Давайте поможем гусенице!

Дети раскладывают бусины по стаканчикам

Дидактическая игра: «Сосчитай»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Ход игры: над пластиковыми корзинами устанавливаются карточки с изображением разного количества предметов. На столе выложены шарики с цифрами. Предложить ребенку положить в корзину шарик с цифрой, соответствующей количеству изображенных предметов.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в нахождении геометрических фигур в окружающих предметах, развивать внимание и память.

Ход игры: над пластиковыми корзинами устанавливаются карточки с изображением геометрических фигур. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем, проговаривая их названия, и дает детям задание: «У вас на столах лежат карточки, на которых изображены разные предметы (пирамидка, мяч, дом, телевизор и т.д.). Какие фигуры спрятались в этих предметах?» Предложить детям разложить карточки в корзины с соответствующей фигурой.

Данный перечень дидактических игр не является исчерпывающим и может быть дополнен и усложнен педагогом по своему усмотрению. Ниже предложены варианты игр, также подходящие для адаптации под общую тематику «Гусенички»:

1) Игра «Назови соседа»

Цель: усвоение пространственного положения предметов (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, между).

2) Игра «Сосчитай»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда; закрепление навыка прямого и обратного счета

3) Игра «Это много или мало?».

Цель: закрепить понятия: «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

4) Игра «Отгадай число».

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Фонетический разбор слова:

5)Картинка со словом ( «Стул» и др..)

Цветными квадратиками находим нужный звук в слове. Даем характеристику звуков (гласный, согласный, мягкий, звонкий, глухой) и выкладываем цветные квадратики.

Звуковой анализ слова:

6) Цепочка слова. (Коза, Апельсин, Жираф и др..)

Цель. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

На изображениях ниже предложены варианты оформления для занятий:

Список используемой литературы:

  1. «Образовательная социальная сеть», URL- https: //nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/09/15/kartoteka-didakticheskih-igr-po-teme-ovoshchi-i-frukty
  2. «Стихи Про Гусениц», URL- http: //stihi-yatsuk. gq/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_gusenits. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год