«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников через их ознакомление с налогами»
В современном мире финансовая грамотность становится неотъемлемой частью общего образования. Знакомство детей с основами экономики и налогами в старшем дошкольном возрасте может заложить фундамент для их будущего понимания финансовых процессов и ответственности.
Финансовая грамотность включает в себя умение управлять своими финансами, понимать, откуда берутся деньги и как они используются. Знание о налогах — это один из аспектов этой грамотности. Дети, которые понимают, что такое налоги, могут лучше ориентироваться в финансовых вопросах в будущем, а также понимать, что налоги помогают финансировать важные общественные услуги. Всё это формирует у детей чувство ответственности. Они начинают осознавать свою роль в обществе и важность участия в его жизни.
Такие знания помогут детям лучше справляться с финансовыми понятиями взрослой жизни. Это может включать понимание заработной платы, бюджета и планирования расходов.
В данной статье мы рассмотрим важные аспекты этого вопроса: выделим основные понятия, разберём кто занимался изучением данного вопроса и почему эта тема очень актуальна.
Что такое понятия «финансовая грамотность» и «налоги» в дошкольном возрасте?
- Финансовая грамотность — воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения (Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации, 2019);
- Налог — это обязательный платёж, который государство берёт со всех людей и использует для своих целей;
Изучением данного вопроса занимались современные педагоги, психологи, блогеры.
И.Б. Бичева «Для достижения достаточного уровня финансовой грамотности населения необходимо создание системы финансового образования граждан, становление которой должно начинаться еще в период их дошкольного детства и протекать в семье, как наиболее сенситивного этапа развития и социализации личности»;
Т.А. Зиновьева «Для реализации программы развития финансовой грамотности в подготовительной группе педагогами совместно с родителями организуется развивающая предметно-пространственная среда»;
Гуменюк Т.В. «Детская природа, где бушует любознательность, соревновательный мотив, желание быть активным и нужным – идеальная платформа для того, чтобы формировать налоговую грамотность. А при помощи игровых ситуаций это становится более простой задачей»;
А.Д. Шатова «В дошкольном детстве есть определённый период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка, — это старший дошкольный возраст»;
ИулианияГребенькова «После того как ребенок на понятийном уровне познакомился с налогами, он будет готов к дальнейшему изучению вопроса и формированию полной картины в мире финансов и налогообложения».
Всё это говорит о том, что формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников через их ознакомление с налогами в настоящем мире очень актуально. Разберём почему:
- ФОП ДО п.18. 7. 2 «Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар (продажа – покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу»;
- «Устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24. 10. 2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»);
- «Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения» (Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, 2019г.);
- Не все взрослые принимают правильные финансовые решения. Это проблема, которая возникают от правовой и экономической безграмотности людей и влечет за собой серьезные проблемы в масштабе общества. Для решения этой проблемы необходимо повысить уровень финансовой грамотности населения страны, начинать процесс формирования финансовой грамотности нужно уже с дошкольного возраста;
- Низкий уровень сформированности финансовой грамотности у дошкольниках. Дети обладают неполными и ошибочными представлениями о деньгах, потребностях, рекламе, семейном бюджете, налогах;
- Отсутствие преемственности между детским садом и родителями в вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников может привести к снижению эффективности этого процесса.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятием «налоги» — это важный шаг к формированию их финансовой грамотности и социальной ответственности. Используя игровые методы, простые объяснения и визуальные материалы, можно сделать этот процесс увлекательным и познавательным. В конечном итоге такие знания помогут детям стать более осведомленными гражданами и подготовят их к взрослой жизни в обществе. Обучение налогам — это не только передача знаний, но и формирование ценностей, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни.
Источники
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // http://publication.pravo. gov. ru/Document/View/0001202212280044
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (изменениями и дополнениями от8 ноября 2022 г.) fgos_do. pdf
- Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, 2019 // https://docs.edu. gov. ru/document/f22e87b648b2a2f2654d07843942f0bb/
- Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 80 с.
- Гребенькова, И.А., «Этому раньше не учили: как рассказать ребёнку о налогах за один час?», Этому раньше не учили: как рассказать ребёнку о налогах за один час? — Добро. Медиа
- Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников: учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. – Калининград, 2019. – 126 с.
- Кинеева, Кузина: Финансовая грамота. Рабочая программа с методическими рекомендациями. Пособие для педагогов. ФГОС ДО, -Москва: Просвещение -союз, 2023. -64с.
- Ковалькова, И.М. «Как объяснить ребенку что такое налоги: 2 простых способа»,https: //irinakovalkova. ru/kak-obyasnit-rebenku-zachem-nuzhno-platit-nalogi-skazka-dlya-syna
- Мегерян, Н. А. Константинова Н. В. Основы финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПУ, 2023. – 48 с.
- Морозова, О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
- «Налоговая грамотность, детям о налогах», -методические рекомендации.-Краснодар, 2024. -13с. nalogovaja_bezopasnost. pdf
- Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М.: ВАКОША, 2019–32 с.
- Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений (2-ое изд.) — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019-32 с.
- Тургенев, Н.И. Опыт теории налогов / Финансовый университет при правительстве Российской Федерации «Библиотечно-информационный комплекс»,-https://library.fa.ru/page. asp? id=2207
- Ханова, Т.Г. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, Т.Н. Еракова, Н.В. Гичева // Современные наукоемкие технологии. — 2021. — № 4. — С. 246–250. — URL: https://toptechnologies. ru/ru/article/view? id=38648
- Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 96 с.
|