Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – творческий проект: «Ямал — моя малая Родина!»
Познание
Автор: Шпендак Людмила Михайловна   
07.02.2025 14:25

Познавательно – творческий проект: «Ямал — моя малая Родина!»Познавательно – творческий проект: «Ямал — моя малая Родина!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Синяя птица»

Автор: Воспитатель — Шпендак Людмила Михайловна, Салехард, 2024г.

База реализации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Синяя птица».

Тип, вид проекта Познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта Дети, родители, воспитатели и тьютор.

Разработчики проекта Воспитатель: Шпендак Людмила Михайловна.

Срок реализации проекта Краткосрочный (2 недели) с 2.12. 2024г. по 16. 12. 2024г.

 

Скачать конспект

Цель проекта Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи проекта Образовательные:

  • Обогащать знания детей о природе Крайнего Севера.
  • Формировать представление о быте и традициях народов Севера.
  • Закреплять умение выразительного чтения стихов и сказок.
  • Продолжать учить понимать образный смысл загадок.
  • Совершенствовать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Развивающие:

  • Развивать любознательность и познавательную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление, память, связную речь.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Особенности проекта Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • физическое развитие.

Предполагаемые результаты и продукты проекта Результат деятельности педагогов –

  1. Подбор методической и художественной литературы литературы, иллюстраций, картин, презентаций;
  2. Пополнение и формирование уголка нравственно -патриотического воспитания и КМНСв группе;
  3. Создание картотеки консультаций для родителей и дидактический материал для дидактических, подвижных и сюжетно — ролевых игр;
  4. Конспекты занятий.

Результат деятельности воспитанников –

  1. Сформировались первичные представления о родном крае, (ближайшем социуме),
  2. Имеют первичные представления о людях, прославивших ЯНАО;
  3. Могут рассказать о своем родном городе, назвать его;
  4. Знают государственную символику родного города, края.

Этапы реализации проекта Подготовительный:

  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
  • Диагностика знаний детей о родном крае, о культуре, традициях, быте КМНС.
  • Распределение заданий для участников проекта, подбор детской литературы и различного дидактического материала.
  • Организация условий для реализации целей и задач проекта.

Основной:

  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседы.
  • Изобразительная деятельность.
  • Конструктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.

Заключительный:

  • Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;
  • Спортивное развлечение: «Игры народов Севера»;
  • Выставка творческих работ: «Лучший кукла оберег «Акань»;
  • Выставка рисунков: «Сказки народов Севера»;
  • Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».

Предполагаемый результат: Дети:

  • Обогащение знаний детей о культуре, традициях, обычаях, укладе жизни народов Севера;
  • Раскрытие творческих способностей дошкольников через разнообразные виды детской деятельности;
  • Уважение к самобытной культуре коренных народов Севера.

Родители:

  • Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребёнка;
  • Формированиеболее высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

Проект: «Ямал — моя малая Родина!»

Вид проекта: познавательно- творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Сроки реализации проекта: с 02. 12. 2024г по 16. 12. 2024г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, тьютор, родители.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – это важнейший период жизни ребенка, который имеет решающее значение в становлении основ его личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

Дошкольное детство — это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.

Крайней север в душе русского человека всегда вызывает восхищение, смешенное с желанием покорить этот сказочный и такой недоступный для людей мир. Специфика этого региона накладывает свой отпечаток на востребованные профессии, здесь развита в основном добывающая промышленностью.

Нередко дети дошкольного возраста не имеют представления о значимых профессиях людей, живущих на Крайнем севере, о культуре, традициях, быте, какую роль играет труд в жизни людей, о пользе.

Проблема:

Так как для родителей Ямал не является малой родиной, они не уделяют должного внимания знакомству с Ямалом, как местом, в котором они живут, как малой родине их детей. Поэтому возникла необходимость обратить внимание родителей и детей на эту тему.

Проект по этой теме является эффективной формой комплексного изучения нашего края. Недостаточная информированность детей о культуре, традициях, быте, профессиях людей крайнего севера.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Обогащать знания детей о природе Крайнего Севера.
  • Формировать представление о быте и традициях народов Севера.
  • Закреплять умение выразительного чтения стихов и сказок.
  • Продолжать учить понимать образный смысл загадок.
  • Совершенствовать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Развивающие:

  • Развивать любознательность и познавательную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление, память, связную речь.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Систематизировать знания детей о родном крае.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей:

Методы и формы работы:

  1. Проведение консультаций с родителями;
  2. Разработка методических материалов для родительского уголка;
  3. Подбор художественной и методической литературы про Ямал;
  4. Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр;
  5. Рассматривание рисунков, презентаций, фотографий о жителях крайнего севера и о Ямале.

Методы исследования:

  1. Организованная образовательная деятельность: продуктивная деятельность.
  2. Чтение художественной литературы;
  3. Включение в совместную и самостоятельную деятельность детей дидактических, сюжетно ролевых и подвижных игр на данную тему;
  4. Продуктивная деятельность детей;
  5. Работа с родителями;
  6. Использование видеоматериалов и презентаций на тему Ямал.

Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:

I этап – Организационный.

  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
  • Распределение заданий для участников проекта, подбор детской литературы и различного дидактического материала.
  • Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап — Реализационный (содержательная часть).

  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседы.
  • Изобразительная деятельность.
  • Конструктивная деятельность.
  • Игровая деятельность.

3 этап. Итоговый

  • Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;
  • Спортивное развлечение: «Игры народов Севера»;
  • Выставка творческих работ: «Лучший кукла оберег «Акань»;
  • Выставка рисунков: «Сказки народов Севера»;
  • Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».

Подготовительный этап

  1. Постановка проблемы перед детьми: «Для чего необходимо знать историю земли, на которой мы живем?»
  2. Определить продукт проекта:

– создание картотеки консультаций для родителей и дидактический материал для дидактических, подвижных и сюжетно — ролевых игр;

3. Обсуждение проблемы, принятие задач: довести до детей важность данной проблемы — «Малая Родина Ямал — наш дом!»;

4. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, раскраски), презентаций на тему Ямал, дидактических игр, подвижных и настольных игр коренных народов Севера;

5. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

6. Пополнение предметно — развивающей среды;

7. Ознакомление родителей с проектом.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • сформированность знания детей о родном крае, об округе, родном городе;
  • формирование знаний детей о культуре, традициях, профессиях и быте коренных народов Севера.

Для родителей:

  • тесное сотрудничество с педагогами;
  • расширение педагогической грамотности родителей по вопросам родной край, наша малая Родина.

 

План работы по реализации проекта

Беседа:

Цель:

Ответственные:

«Мой край родной – ЯМАЛ!», «Флаг, герб и гимн Ямала», «Культура народов севера», «Царствохолода», «Коренные жители Севера и их традиции»  

Формироватьу детей дошкольного возраста представления о Ямале, о традициях, быте и культуре народов севера.

Воспитатели группы.

Чтение художественной литературы:

Цель:

Ответственные:

«Кукушка», «Идэ» «Горный олень», «Айога», «Волшебные лыжи», «Гнев тайги», «Дочери Отортена».

 

Донестидетям содержаниепроизведения.Учить раскрывать замысел автора, воспитатьнравственноеотношение клитературным персонажам, их чувствам и поступкам.

Воспитатели группы.

Игровая деятельность:

Цель:

Ответственные:

Сюжетно-ролевая игра «Спасательная операция на Северном полюсе»

 

 

 

Дидактические и речевые игры

«Веришь - не веришь», «Белый медведь», «Чья, чей, чьи?», «Составить рассказ о белом и буром медведях», «Путаница».

Продолжать поддерживать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, самостоятельно отображать сюжет, распределять роли между собой. Воспитывать доброе отношение к животным.

Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера. Продолжать знакомить детей с культурой и традициями народов Севера.

Воспитатели группы.

Просмотр презентаций:

Цель:

Ответственные:

Ø «Культура и традиции народов Севера»;

Ø «Ямал – мой край родной»

Познакомить детей старшего дошкольноговозрастас культурой,традициями, бытом коренныхнародов Ямала.

Воспитатели группы.

Физкультурно- спортивная деятельность:

Цель:

Ответственные:

Подвижные игры:

«Берегись охотника», «Быстрый олень», «Ловля оленей», Рыбаки и рыбки», «Оленьи упряжки».

Развитие у детей быстроты, ловкости, координации движений, внимание. 

Воспитатели группы.

Продуктивная деятельность:

Цель:

Ответственные:

Аппликация на тему: «Северный олень»;

Рисование на тему:

«Чум», «Сказка кукушка»;

Лепка на тему: «Морошка».

Закрепление знаний о культуре, традициях, быте в процессе продуктивной деятельности.Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.

Воспитатели группы.

Итоговые мероприятия:

Викторина: «Ямал-ты мал, но дорог мне»;

 

Цель:

Формировать знания детей дошкольного возраста о родном крае, родном городе, округе.

Ответственные:

Воспитатели группы.

Спортивное развлечение: «Игры народов Севера».

Цель:

Формировать интерес детей дошкольного возраста к различным формам изучения и закрепления культуры народов севера.

Ответственные:

Воспитатели группы.

Экскурсия в музей под открытым небом «Горнокнязевск».

Цель:

Привлечьвнимание детей и взрослых к теме  истории, культуры, традиций нашего края, историей возникновения нашего города, округа.

Ответственные:

Воспитатели и родители подготовительной группы «Зайчата».

 

Заключительный этап:

1. Формирование картотеки консультаций для родителей, направленных на актуализацию расширения знаний родителей и детей о Ямале;

2. Формирование картотеки бесед по теме: «Северная земля», «Народы севера»;

3. Анкета для родителей воспитанников «Что Вы знаете о коренных народах Севера и их традициях?»;

4. Папка-передвижка: «Наш дом Ямал».

 

Полученные результаты:

·              Увеличились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). 

·              У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера.

·              В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории возникновения района, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края;

·              Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта. 

 

Литература:

1.                Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005.

2.                Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997

3.                Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999

4.                Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.

5.                Г.Чувашов«Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001

6.                Н.Журавель Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа.

7.                Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.

8.                Сборник песен «Праздник тундры» СеменНяруй.

9.                Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

10.           Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.

11.           Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

12.           Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003.

13.           Северные родники / Автор – составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

14.           Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год