Конспект занятия на тему: Экспериментирование в старшей группе «Воздух – невидимка» |
Познание | |||
Автор: Курчатова Татьяна Владимировна Черновская Юлия Михайловна Денисова Елена Борисовна Рахманова Яна Сергеевна | |||
30.03.2025 05:06 | |||
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности: Игровая, познавательно- исследовательская, двигательная, коммуникативная Методы: Наглядный (показ способов действий). Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение). Игровой (включение и использование игры). Практический (экспериментирование). Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность. Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), трубочки коктейльные на каждого ребёнка. Ход занятия 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение. Мы скажем небу: «Здравствуй!» «Пусть утро будет ясным!» — Природе скажем мы. Пусть будет мир прекрасным! И даже в день ненастный Ему желаем счастья, любви и красоты! Здравствуй, солнышко родное, Здравствуй, небо голубое! Мы навстречу вам откроем И ладошки и сердца. Организация проблемной ситуации. Воспитатель: ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости? Д: бегемотик. В: правильно, а зовут его бегемотик Тоша. Только пришёл он к нам не с пустыми руками, а с шариками, а что это случилось шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы). - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? Д: — Надо его посильнее надуть. В: — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите? Д: — Воздух. В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим. 1. Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА» Воспитатель: давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться). Чего вам не хватало (Воздуха) Дети, можем мы долго находиться без воздуха? (нет) Вывод: человек не может жить без воздуха. Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей) 2. Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ» Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает. -Дети, мы видим, что воздух в пакете? Вывод: воздух бесцветный. Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит). Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей) 3. Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ» Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. 4. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Вывод: Воздух переносит запахи. Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Выходи гулять! ( «зовут») Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах) Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте) Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки) Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте) Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам) Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках) Самого кристального воздуха найду! ( «фонарики») (И. Лебедева) Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям — всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся) Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух. Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).
|