Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Волшебная тень». |
Познание | |||
Автор: Кренделева Марина Сергеевна | |||
31.03.2025 20:56 | |||
Воспитатель: Кренделева М.С. Цель: Формирование представлений о явлениях неживой природы через экспериментальную и театрализованную деятельность. Знакомство со свойствами тени. Задачи:
Дети заходят в зал.
- Дети, нас сегодня ожидает необычное занятие. К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Присаживайтесь на стулья, и мы начинаем. На экране появляется мультигерой Питер Пен. Питер Пен: Ребята, со мной произошла очень грустная история, я потерял свою тень. Как это произошло, я не знаю! Помогите мне найти тень. Воспитатель: Поможем Питеру найти тень? А для того, чтобы ему помочь, надо знать много о тени, о её свойствах. Как вы думаете, что такое тень? Откуда она появляется? У всех ли предметов она есть? Что можно делать с тенью? Как много разных, интересных ответов я услышала. Чтобы проверить все, о чем вы говорили, нам надо провести несколько экспериментов! Подходите к столу, давайте рассмотрим, что на нём лежит (лампа, различные предметы и игрушки, план работы). Чтобы нам не запутаться, мы с Мариной Сергеевной приготовили план исследования. И так, первым пунктом стоит вопрос: - Что такое тень? (Чтоб это выяснить нам нужен свет) Включить диапроектор, взять со стола тетрадь и поместить между лучом света и экраном. Что появилось на экране? (тень) Свет от лампы идёт лучами. Когда лучи света не могут пройти сквозь предмет, за ним образуется тень. Тоесть тень, это место, в которое не попадают лучи света. Сейчас мы с вами попробуем найти тень предметов, лежащих на столе. Дети берут прозрачные и не прозрачные предметы со стола и по очереди подносят их к лампе. В конце эксперимента подвести итог: У прозрачных предметов тени нет, а сквозь прозрачные предметы лучи света проходят полностью или частично. Хорошо, с первым пунктом исследования мы разобрались. Скажите, есть ли на столе предметы, которые отбрасывают тень, не полностью, а частично? (очки, файлик, дуршлаг, банка с крышкой, рамка). ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ Скажите, ребята, а можем ли мы сделать непрозрачный предмет, хотя бы частично прозрачным? ОТВЕТЫ После ответов детей, показать эксперимент с листом бумаги. Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках лист белой бумаги. Я подношу его к лампе проектора, есть ли от него тень? (Да) Действительно, как мы говорили, лист не прозрачный, поэтому, лучи света сквозь него пройти не могут. А как же сделать так. Чтоб сквозь бумагу смог пройти свет? (ответы детей) После чего. Самостоятельно сделать дырочки карандашом или ножницами. Воспитатель: Давайте поднесём снова этот же лист бумаги к лампе, что получилось. Правильно, свет стал проходить сквозь отверстие. Сделаем вывод этого эксперимента: можно сделать предмет частично прозрачным, вырезав, ли проткнув в нём отверстие. Похожий эффект мы видели смотря на тень дуршлага, очков, файла. Вот и на этот вопрос мы ответили. Давайте посмотрим, что стоит дальше в плане нашего исследования. А сейчас у нас пройдет очень интересная игра которая называется «Угадай предмет по тени». Ребята, как и в любой игре есть правила, которые нужно соблюдать. И так вот такие правила игры. Вы сейчас подойдете к экрану, встанете к нему лицом ко мне спиной и нив коем случае нельзя поворачиваться. Кто не будет соблюдать правила отправится обратно на свой стульчик. Вы сморите на экран, видите тень поднимаете руку и называете предмет, потом все вместе проверяем угадали или нет. Ответьте на вопрос похожа ли тень на предмет или не похожа. Бубен похож на бубен и тд. Подвести детей к выводу, что тень очень похожа на предмет, от которого она получена. Игра «Я и моя тень». - Молодцы, хорошо отвечаете, теперь пришло время поиграть, нам понадобится ведущий, а остальные дети встают в круг. Правила игры такие: Пока будет звучать музыка, вы двигаетесь свободно по кругу, но ка только она закончится, вы, должны встать в позу, которую показывает ведущий. (игра повторяется несколько раз, ведущий меняется) В нашем плане исследований следующий пункт – «Влияет ли цвет предмета на цвет тени?» - Посмотрите дети, какого цвета флажка на столе? (красные, синие, жёлтые, разноцветные). А тень от них тоже будет цветная? Давайте проведем этот эксперимент. Дети берут по одной игрушке и подносят её к лучу. Делаем вывод: Вне зависимости от цвета предмета, тень всегда черная. Далее дети объединяются в группы по 4 человека. Работа в группах за столами. Воспитатель: А сейчас мы устроим соревнование. Перед вами игра «Лото теней». Чья команда быстрее всех закроет тенью предмет, правильно наложит тень на предмет, это значит эта команда – выиграла. Начать надо по сигналу. Звучит музыка, дети закрывают окошки теневыми картинками. Молодцы! Все справились с заданием. Садятся на стульчики. - Дети, а что же можно делать с помощью тени? Для чего она может нам понадобиться? С тенью можно играть, или даже показывать театр. Для того, чтобы показывать театр теней, совсем не обязательно использовать игрушки или картинки, мы можем использовать собственные руки. С помощью пластики рук, показать птицу, собаку, зайца, петушка. Спросить, каких животных узнали дети по тени. Попросить детей повторить движения рук за воспитателем. Воспитатель: Сегодня мы использовали лампу диапроектора, чтобы увидеть тень. А чтобы мы могли использовать вместо неё? Солнце на улице или фонарик в помещении. А как вы думаете, в пасмурную погоду, можно увидеть свою тень на асфальте? Вы можете продолжить эксперименты дома и на улице. Наше занятие подошло к концу. А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями. И так, давайте подведем итог наших экспериментов: - Что такое тень? - У всех ли предметов она есть? - На что похожа тень? - Тень бывает разноцветная или всегда она чёрная? Как вы думаете, после того, как мы узнали многое о тени, мы помогли Питеру Пену найти свою тень? Посмотрите ребята кто это у меня. Ответы. Поставить под луч. Да! Давайте послушаем его самого. На экране опять появляется Питер Пен. Питер Пен: Ребята, как хорошо, что вы многое узнали о тени. О её свойствах и помогли разгадать тайну моей тени. Я её нашёл. Спасибо вам большое!
|