Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мой родной город» в подготовительной группе
Познание
Автор: Смирнова Елена Сергеевна   
17.11.2025 13:06

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мой родной город» в подготовительной группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Мой родной город» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель группы «Золотой ключик» Смирнова Е.С.

Цель: Активизировать словарный запас детей, совершенствовать фонетическое восприятие посредством формирования у детей представления о своей Малой Родине и развития памяти и внимания, расширение представлений о своем родном городе.

Задачи:

  • Формировать у детей представления об истории родного города.
  • Воспитывать любовь к малой Родине, её природе, людям, святыням.
  • Развивать логическое мышление. Память, внимание.
  • Активизировать словарь: гид, экскурсовод, экскурсанты, достопримечательности, император, скипетр, держава, ботфорты, каре, Коннетабль, Приоратский дворец, Павильон Венеры, Карпин мост, Портал Маска, Берёзовый домик.
  • Закрепить и уточнить знания детей об улицах, о гербе родного города Гатчина, активизировать в речи детей употребление прилагательных, учить отвечать на вопросы полными предложениями, закреплять умение детей интонационно, выразительно рассказывать наизусть стихотворение, углублять краеведческие знания о родном крае,
  • Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках,
  • Формировать интерес к прошлому и настоящему города Гатчина.

 

Предварительная работа.

  • Экскурсия в Музей истории Гатчины.
  • Экскурсии по Гатчине.
  • Чтение книг и рассматривание иллюстраций о Гатчине.
  • Просмотр документальных фильмов о Гатчине.

Материал.

Иллюстрации с видами Гатчины, Москвы, Санкт-Петербурга, пазлы «Приоратский дворец», «Большой Гатчинский дворец-музей», «Памятник Павлу I». Иллюстрации «Экскурсионный автобус», «Незнайка», Коннетабль, Приоратский дворец, Павильон Венеры, Карпин мост, Портал Маска, Берёзовый домик.

Ход занятия:

Музыка «Край, в котором ты живешь» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

И гостям тоже!

Молодцы! Мы подарили друг другу улыбки!

Ход НОД сопровождается презентацией.

Воспитатель:

Вам понравилась песня, которую вы сейчас послушали?

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О Родине)

Дети, что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, где живут наши мамы, папы, друзья, родственники. Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Родина — это земля, на которой жили, трудились наши предки)

Воспитатель:

Как называется наша Родина? (Россия)

Воспитатель:

Правильно. Все мы родились и живем в России. Россия – это наша большая родина.

Воспитатель:

И все мы с вами живём в одном городе. Как он называется? (Город называется – Гатчина)

Воспитатель.

Гатчина – это наша малая Родина. У каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Послушайте, я прочту вам стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём.

И берёзку у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Воспитатель: А кто-нибудь, знает, откуда Гатчина получила такое интересное название?

Ребенок: Такое название произошло от старинных слов: «гать» и «чинная», где «гать» — болото, а «чинная» — хорошая, т. е. хорошая дорога через болото.

Воспитатель: Да, такое место существовало между Черным и Белым озерами, где сейчас проходит по мосту автомобильная дорога. А позднее это место и превратилось в город Гатчина.

В городе, у которого такое интересное прошлое нельзя обойтись без путешествий. А путешествовать людям помогают экскурсоводы или, по- другому их называют – гиды. Хотите стать гидами по Гатчине?

К нам в гости пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать, но про наш город он ничего не знает. Давайте расскажем ему, что мы знаем. Мы приглашаем его в путешествие вместе снами.

Дети, а на чем можно путешествовать по нашему городу? (на машине, на автобусе, на велосипеде, пешком).

Мы с вами сегодня будем путешествовать по нашему городу пешком. Нам надо подготовиться к путешествию.

Пальчиковая гимнастика:

Я городу иду,

Я про город расскажу:

Поликлиники, аптеки,

Магазины, библиотеки,

Много в нем жилых домов,

И деревьев, и цветов.

Торговый центр и музей,

Город наш всех красивей!

Воспитатель:

Ребята, посмотрите по сторонам. Как вы думаете, куда мы пойдем сначала?

Мы пойдем к дому №1. (Дети сели за первый стол)

Здесь вас ждет интересное задание — ребус. В слове – отгадке есть буква, которую нужно написать на доске. Из этих букв получится слово. Слово, которое вы прочитаете, будет подсказкой для следующего задания.

(Воспитатель читает загадки (5), дети отгадывают. В каждой загадке нужно на доске написать первую или последнюю букву отгадки. Дети знают, что писать надо слева направо.)

Загадки:

1. Если день нахмурится,

Если дождь пойдет –

Выйдет он на улицу,

Надо мной вспорхнет (зонт)

2. Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

3. Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы (дом)

4. Мир нас окружающий

Мы видим из него.

Как же потрясающе,

Что в доме есть … (окно)

5. Тем бывает нужен,

Кто с коньками дружен (каток)

Давайте прочитаем слово, которое получилось.

Получилось слово ЗАМОК (ДВОРЕЦ), (Дети читают слово) Подсказка: это слово означает построенное здание (крепость).

Сколько в этом слове слогов? (два)

На какой слог падает ударение? (на первый)

Как по другому можно назвать замок? (Дворец). Молодцы!

Воспитатель:

Вот вам и подсказка для следующего задания: какой дворец в Гатчине построен из глины и земли? (Приоратский дворец). Правильно! Здорово!

И мы с вами продолжаем наше путешествие по Гатчине. Куда мы идем дальше?

(Дети проходят ко второму столу). Мы пришли к дому №2. Сначала мы дружно сделаем физминутку.

Динамическая пауза:

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(Можно использовать дополнительное задание на внимание и движения:

Попрыгайте на правой ноге столько раз, сколько этажей в 5-ти этажном доме,

Попрыгайте на левой ноге столько раз, сколько этажей в 3-х этажном доме,

Покажите низкие кустики,

Покажите высокие деревья,

Покажи без слов, сколько тебе лет)

Воспитатель:

Я предлагаю вам, ребята, собрать из кубиков по схеме Приоратский дворец.

(Дети собирают) Молодцы!

А какой еще дворец есть в Гатчине? (Большой Гатчинский дворец-музей)

Воспитатель:

Мы продолжаем наше путешествие. Давайте пройдем дальше к следующему дому №3 (дети проходят к третьему столу).

Но сначала выполним гимнастику для глаз (стоя):

Зрительная гимнастика:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса,

Наши глазки отдыхают, упражнение выполняют.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим,

Нарисуем букву О, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Путешествовать начнем.

Д/и «Разрезные картинки» (изображение Большого Гатчинского дворца-музея и Приоратского дворца))

(Дети собирают и называют). Какие вы у меня внимательные, молодцы!

Воспитатель:

Я знаю, что вы много гуляете по улицам города. А знаете ли вы названия улиц? Поиграем с мячом – я бросаю вам мяч, вы ловите и называете улицу, возвращаете мяч мне.

Игра с мячом «Я знаю названия улиц города» (2 круга)

Воспитатель:

Ребята, куда же нам идти дальше? Может зайдем в дом №4 (подходят к четвертому столу)

Игра с музыкой «Достопримечательности родного города» (на столе разложены иллюстрации достопримечательностей города, пока звучит музыка, дети ходят по кругу, когда музыка останавливается, дети берут по одной картинке и называют, что на ней изображено) (12 картинок)

Воспитатель:

Как много вы знаете о своем городе. А может вы и стихи знаете? (читают стихи, можно добавить пословицы)

Воспитатель:

Для России наш город-частица.

А для нас он — родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Вот наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия:

Ребята, вы любите свой город? Что может сделать каждый житель нашего города, чтобы сделать его еще лучше и красивее? (Не мусорить, кормить птиц, высаживать саженцы, беречь природу). Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки своего города!

Теперь, пожалуйста, подумайте, как вы оцениваете себя на сегодняшнем занятии и повесьте смайлик.

Незнайка и Тюбик вам благодарны, что вы так много рассказали им о своем городе, им было очень интересно. За то, что вы такие молодцы Незнайка и Тюбик дарят вам медали юного знатока своего города. Спасибо вам!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год