| Занятие по ознакомлению с природой родного края «Сокровища и богатства Мещёры» подготовительная к школе группа. |
| Познание | |||
| Автор: Гирина Галина Юрьевна | |||
| 11.12.2025 20:19 | |||
|
Воспитатель: Гирина Г.Ю. МБДОУ «Детский сад №17» г.Рязань Цель: 1. Формирование первичных представлений детей о Мещерском крае. Задачи:
Активизация словаря: деревья, реки, озера, рыбы, птицы, грибы, ягоды, животные, растения. Материал: компьютер, экран, проектор, рисунки-ориентиры: гриб, цветок, ель, пенек, болото, заяц; послание от Мещеры; карта Рязанской области, указка; картинки с изображением деревьев, лесов – смешенного, елового, соснового, берёзового, дубравы; картинки с изображением речных рыб, озер, рек; торф, поднос, картинки с изображением торфа; картинки с изображением растений: чилима, венерина-башмачка и др.; картинки с изображением лесных ягод, грибов; картинки с изображением зубра, выхухоли и др.; картинки с изображением стерха, сокола-сапсана, чёрного аиста и др. птиц; картинки с изображением насекомых, костюм Мещеры, корзина с природным материалом. Ход занятия: Воспитатель приносит бандероль в группу, обращает на это внимание детей. В бандероли карта и флеш-накопитель. На флеш-накопителе видеописьмо от Мещеры. - Посмотрите, в наш детский сад пришла бандероль, адресованная нашей группе посмотрим что в ней? Эта карта. А это что? (флешка) Ничего не понимаю, давайте подключит её к компьютеру, посмотрим, что на ней, может быть тогда пойдём. Дети слушают и смотрят видеописьмо Мещёры. «Здравствуйте, меня зовут Мещера. Я узнала, что вы очень любите природу и заботитесь о ней. Поэтому я посылаю вам свои сокровищами вы найдете по карте, которую я вам высылаю». Воспитатель: — Дети, а кто такая Мещера? Хотите узнать? Я вот знаю одну легенду о Мещёре. А что такое легенда? (ответы детей) А теперь сядьте и послушайте. Легенда: «Давным-давно на месте Рязани было море. Птица сюда не летала, рыба не водилась. Одно только солнце ходило по небу. И вздумалось солнцу посмотреть на себя в море. Загляделось оно на свою красоту. Месяц смотрит, год. Море высыхать начало. Взмолилось оно, просит пощады у солнца. Но солнце даже слышать не хочет. Дунуло оно на море жаром, и рассыпалось море на реки, ручьи, озёра и болота. Послышали люди, что в тех местах, где море когда-то было, спрятаны богатство. И стали они реки переплывать, озёра обходить и искать сокровища. Многие уходили, только никто не возвращался. Замечают люди; уйдёт человек, а потом в лесу одной елью, берёзой или ольхой становится больше. Страшно стало людям в те места ходить. Одни только крестьянин никак не успокоится. Уж очень он хотел богатства несметные добыть. А у него было два сына и одна дочь. Посылает он двух сыновей в лес за сокровищами. Долго они ходили. Вдруг пошёл белый дождь, и разлилось на пути Белое море большое. Не обойти, не переплыть. Опечалились они: как пройти дальше. И говорит им озеро: «Помогу я вам, коли дадите ответ: в чём богатство края здешнего?» Не нашли сыновья ответа. Зашумело озеро и накрыло их водой навек. Посылает отец тогда свою дочь за сокровищами. А звали её Мещёра. Долго она ходила. Вдруг пошёл дождь черного цвета, и разлилось Черное озеро. Не обойти, не переплыть. Опечалилась Мещёра. А озеро и говорит ей: «Помогу я тебе, коли дашь ответ, в чём богатство края здешнего?» А Мещёра смышлёная девушка была, подумала она, посмотрела она вокруг себя на леса и луга, на озёра и реки, и молвила: «Богатство твое в красоте. Смотришь на эту красоту и не насмотришься, любуешься – не налюбуешься». По душе пришёлся такой ответ Чёрному озеру, и помогло оно Мещёре, поделилось оно с ней своими сокровищами. А девушка стала жить в тех местах, и место это стали называть в честь девушки Мещёрой» - Интересная легенда? Я вам специально не сказала, какими же сокровищами обладала Мещера. Вы сами их увидите. Подойдите к карте и посмотрите, где расположен мещёрский край. (показать на карте) Он расположен между Москвой, Рязанью и Владимиром вдоль реки Пры. - Пойдёмте по карте, по стрелочкам и посмотрим, что мы обнаружим. Может мы, действительно найдём сокровища. Дети идут по карте-схеме. - И вот мы в Мещёре. Подойдите сюда и посмотрите (на стене прикреплены иллюстрации деревьев), какие знакомые деревья вы видите? (ответы детей. - Эти деревья все растут в мещерских лесах. Леса здесь разные: сосновые, берёзовые, еловые, смешанные. Здесь чистый воздух и тишина. Сосна очень хорошо очищает воздух от микробов. Звери и птицы питаются семенами из шишек ели и жёлудями от дуба. С цветком липы пчёлы собирают пыльцу. В тени деревьев прячутся от жары все звери, а в дуплах живут птицы. Дети рассказывают о деревьях: Береза «В Мещерских лесах я встречаюсь очень часто. Меня называют красой леса. Ни одного дерева в мире нет такой белой коры. Давно, когда не было бумаги, моя береста заменяла её людям. Из меня делают мебель, лыжи. Ель «Меня все, знают с детства каждый год со мной в дом, приходит сказка. У меня густые ветки, поэтому в еловом лесу всегда темно и прохладно, а звери и птицы питаются семенами из моих шишек». Сосна «Я самая стройная. Раньше из нас делали мачты для кораблей. Сосновые рощи так и называют корабельными лесами. Не боюсь я жары, мороза и ветра. Мое богатство – это смола. Из неё делают краску, а из древесины бумагу. А ещё сосна очищает очень хорошо воздух от микробов». Дуб «А я самый широкий и крепкий. И корни у меня такие же. Не страшны мне никакие бури. Живу я очень долго. Если положить мои листья в банку во время засолки огурцов, то огурчики станут хрустящими. А мебель из меня получается очень прочная. - Можно ли деревья назвать богатством Мещеры? (ответы детей) Воспитатель переворачивает первый слиток «золота», дети читают слово «деревья» далее дети с воспитателем подходят к иллюстрациям рек и озёр. - А ещё мещерский край богат реками и озерами, болотами. Самая большая река в Мещере Пра. Она впадает в нашу Оку. Озера в этом крае окружены такими зарослями, что можно пройти мимо озера и не заметить его, а в траве даже можно заблудиться, как в лесу. Вода в озёрах очень чистая. Значит можно сказать, что вода – это тоже богатство мещёры? (да) Перевернуть 2 и 3 слиток с надписями реки, озера. - Как я вам уже сказала вода в озёрах очень чистая, но она тёмного цвета. Дело в том, что такой цвет воде придаёт торф, который находится на дне водоёмов. А сейчас мы с вами из обычной воды сделаем мещерскую воду. Эксперимент: в прозрачный стакан с водой ребёнком насыпается ложечка торфа и размешивается. Дети рассматривают, какая стала вода. - Это такое полезное ископаемое. Оно очень хорошо горит. Люди раньше его использовали для отопления домов в деревнях. А ещё его добавляют в землю, удобряют её, чтобы урожай был богатым и цветы лучше росли. - Кто из вас был на Ласковском, Чёрненьком, Уржинском озёрах? Заметили, что вода там тоже тёмного цвета. Вы купались? Видели, что вода чистая, хотя и торфяная. Так какое же ещё богатство Мещёры? (торф) Повернуть карточку торф. - Реки и озёра богаты рыбой. Какую речную и озерную рыбу вы знаете? (ответы детей) Все эти рыбы водятся в мещерском крае. Кто питается рыбой? (животные, птицы) Можно ли рыбу назвать богатством Мещёры? Повернуть 5слиток с надписью рыба. - А теперь я приглашаю вас на эту полянку, посмотрите вокруг. Как много цветов на нашей полянке! (На столе лежат пазлы). Какие цветы вы знаете? (ответы детей) Давайте узнаем какие цветы встречаются в мещерских краях. Для этого надо их собрать из частей. Дети собирают цветущие растения из пазлов. - Но есть очень редкие. Они занесены в Красную книгу России. Это Венерин башмачок и Водяной орех или Чилим. Вы их не встретите в наших лесах, а если встретите – не рвите, полюбуйтесь и идите дальше. Воспитатель переворачивает карточку цветы. Дети идут дальше по карте. - Скажите, находили ли вы в лесу орехи? Что ещё растёт в лесах? (грибы, ягоды) - Для кого в лесу растут грибы и ягоды? (для животных) Какие звери питаются грибами? (белки, медведи, лоси, дикие кабаны) А мухоморами даже лечатся лоси. Какие ещё сокровища есть у Мещёры? Вы догадались? Воспитатель переворачивает карточки ягоды, грибы, орехи. - А вы знаете, какие животные встречаются в лесах? (ответы детей) Эти животные живут в мещерском крае. - А сейчас я вам загадаю загадку о редких животных Бородат, гриваст, вынослив Иву вмиг согнёт в дугу. И рогами пни подбросить Выше дерева смогу. (Зубр) Зубр – самый тяжёлый на земле зверь. Он весит целую тонну, а длина его тела 3 метра. Из-за человеческой охоты зубр стал встречаться лишь в густых лесах. Браконьерство, вырубка лесов в местах его обитания привело к тому, что зубров осталось очень мало. Наши учёные восстановили стадо лесных великанов. Подросших детёнышей отвозят в другие заповедники, что бы они могли там расселиться. -А ещё в этих лесах живет очень редкое (показ фото) животное выхухоль. - Кто-нибудь знает это животное? Это надо же назвали – ВЫХУХОЛЬ. Словно пыльное пальто кто- то вытряхнул, А ведь выхухоль в пыли не валяется Пышной шубкой под водой похваляется. - Выхухоль очень древнее реликтовое животное. Это небольшое животное длинной 20 сантиметров. У них очень маленькие глазки, выхухоли практически слепы. -У выхухолей много врагов: хорьки, выдры, лисицы, бродячие собаки, из птиц — болотный лунь, скопа, беркут, филин, серая ворона, сорока, под водой на них охотятся сомы и щуки. Раньше на выхухоле охотились охотники из — за очень густого, бархатистого меха, который очень ценится. Сейчас охота на них запрещена. Животное занесено в Красную книгу России. - Какие же еще сокровища есть у Мещеры? Воспитатель переворачивает карточку животные. - А теперь я предлагаю отдохнуть и поиграть. Встанем в круг. Физкультминутка «Зарядка зверей» Дятел будет всех вокруг Тук-тук- тук, тук-тук- тук (дети стучат кулачком о ладошку) Звери быстро просыпайтесь, На зарядку собирайтесь (Хлопки в ладоши) Звери делают зарядку (ходьба на месте) Кто вприпрыжку (прыжки на месте) Кто вприсядку (приседание руки вперед) Чтоб скорей набраться сил, Кто- то головой крутил (вращение головой) Кто -то сладко потянулся (потянуться) Наконец весь лес проснулся. Физкультминутка проводится 2 раза: медленно, быстро. - Идем дальше. Посмотрите, какие птицы обитают в Мещерских лесах. Назовите, каких птиц вы знаете? (ответы детей) - Среди них есть очень редкие птицы. Давайте посмотрим на экран. На земле их осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу России. Например: сокол –сапсан, это самая быстрая птица в мире. (показ иллюстрации). Ещё живут здесь редкие птицы чёрный аист (показ иллюстрации) Стерх — это такой редкий вид белого журавля. Этот журавль очень пугливый. Он сторонится человека, может при его появлении покинуть гнездо. Часто становится легкой добычей хищников. - Так какое же еще богатство есть у Мещеры? Воспитатель переворачивает карточку птицы. - А чем питаются птицы? (насекомыми) Насекомых здесь видимо – невидимо. Посмотрите сюда, каких насекомых вы знаете? (ответы детей) Насекомыми питаются не только птицы, но и лягушки, жабы, ежи, кроты, Медведи, выхухоли. Какого насекомого тут нет? (комара) Мещеру называют «Комариный край». Какое еще есть сокровище у Мещеры? (насекомые) Воспитатель переворачивает карточку насекомые. - А теперь давайте назовем все сокровища Мещеры. В это время в зал входит Мещера. - Здравствуйте, я рада, что вы пришли ко мне в гости! Познакомились с моими сокровищами? Слышу, что вы нашли все сокровища. От чего их надо беречь? (ответы детей) - От браконьеров, от загрязнения, от лесных пожаров. Лесной пожар- это страшное бедствие А причины его возникновения бывают разные: Кто костер не потушил, кто бутылку разобьет, осколки разбросает. А дождя нет, а солнце светит. Вот искорка и превращается в большой огонь. (показ на экране пожара в лесу) - Нам пора прощаться. Я вам хочу подарить на прощанье подарки- дары леса. Из этого природного материала у себя в группе вы сделаете поделки Мещера дарит детям природный материал. Воспитатель: — Дети, давайте скажем Мещере спасибо. Мы обещаем сберечь и сохранить сокровища и богатство Мещеры. Что нового сегодня узнали, что вам особенно понравилось и о чем бы вы хотели рассказать родителям дома?
|



Занятие по ознакомлению с природой родного края «Сокровища и богатства Мещёры» подготовительная к школе группа.










