 На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.  
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.  Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».  
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).  Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникланеобходимостьработы над проектом «Волшебная астрономия».  Перед нами возникла проблема:  Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.  Цель проекта:  Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.  Объект изучения сталнеизведанный для нас мир Вселенной.  Гипотеза:  Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут является источником познания и умственного развития дошкольников.  Участники проекта:  -дети старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР- детского сада N75  -педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников и педагог-организатор по экологическому воспитанию дошкольников  -воспитатели старших групп  -родители детей.  Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект?  
Этапы работы над проектом  1 этап работы – подготовительный  1.1.Создание развивающей среды  Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2008 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия».   Функции кабинета:   Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.  Развивающая среда кабинета: модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко». Была произведена паспортизация кабинета.   Фотовыставка                                                       Выставка детских работ     Макет Солнечной системы  Карта созвездий      Мини-музей «Космос будущего»  1.2. Составление перспективного плана проекта 
| 
 Работа с детьми 
 | 
 
| 
 Формы  
 | 
 тема 
 | 
 Место проведения 
 | 
 количество 
 | 
 
| 
 1.Экскурсии 
 | 
 Аудиовизуальные программы 
 | 
 Костромской областной планетарий 
 | 
 4 раза в год 
 | 
 
| 
 2.Наблюдения 
 | 
 Согласно плану 
 | 
 Территория детского сада 
 | 
 систематически 
 | 
 
| 
 3.Занятия кружка 
 | 
 Согласно плану кружка «Волшебная астрономия» 
 | 
 Планетарная комната 
 | 
 1 раз в неделю 
 | 
 
| 
 4.Занятия по познавательному развитию (по теме) 
 | 
 Согласно плану воспитателей 
 | 
 Планетарная комната, групповая комната 
 | 
 1 раз в месяц 
 | 
 
| 
 5.Сюжетно-ролевые игры 
 | 
 Тема «Космос» 
 | 
 Групповая комната 
 | 
 систематически 
 | 
 
| 
 6.Праздники  
 | 
 «Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики) 
 | 
 Музыкальный зал 
 | 
 апрель 
 | 
 
| 
 7.Развлечения 
 | 
 По плану кружка  «Юный астроном»  «Земля наш дом»  «На планете веселых животных»  «Исследования новой планеты» 
  
 | 
 Планетарная комната 
 | 
 1 раз в квартал 
 | 
 
| 
 Работа с родителями 
 | 
 
| 
 8.Консультации 
 | 
 «Изучаем астрономию вместе с детьми» 
 | 
 Родительские уголки 
 | 
 1 раз в квартал 
 | 
 
| 
 9.Открытое занятие кружка 
 | 
 по теме занятия 
 | 
 Планетарная комната 
 | 
 Январь, май 
 | 
 
| 
 10.Дни открытых дверей 
 | 
 «В гости в «Волшебную астрономию» 
 | 
 Планетарная комната 
 | 
 1 раз год 
 | 
 
| 
 11.Праздники 
 | 
 «Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики) 
 | 
 Музыкальный зал 
 | 
 апрель 
 | 
 
| 
 12.Экскурсия 
 | 
 «Жизнь космонавта» 
 | 
 Музей В.Н.Терешковой в Ярославской области 
 | 
 1 раз в год 
 | 
 
| 
 13.Выставки, конкурсы 
 | 
 День космонавтики 
 | 
 Выставочный зал ДОУ 
 | 
 1 раз в год 
 | 
 
| 
 Работа с воспитателями 
 | 
 
| 
 14.Консультации 
 | 
 «Как познакомить дошкольника с наукой астрономия» 
 | 
 Методический кабинет 
 | 
 1 раз 
 | 
 
| 
 15.Мастер класс 
 | 
 «Опыты и эксперименты на тему «Космос»» 
 | 
 Планетарная комната 
 | 
 1 раз 
 | 
 
| 
 15.Смотр конкурс макетов 
 | 
 «Солнышко» 
 | 
 Мини-музей в планетарной комнате 
 | 
 1 раз в год 
 | 
 
| 
 16.Беседы 
 | 
 «Познавательные странички» 
 | 
 Методический кабинет 
 | 
 систематически 
 | 
 
| 
 17.Работа библиотеки 
 | 
 Литература по теме 
 | 
 Методический кабинет 
 | 
 систематически 
 | 
 
 
2 этап работы – практический  Практический этап работы складывается из ряда направлений: 
- работа воспитателей с детьми;
 
- работа педагога – организатора по интеллектуальному развитию в кружке «Волшебная астрономия»;
 
- взаимодействие с родителями и социумом.
 
 
Результаты проекта  Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.   По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.  Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.  Ресурсы:  Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями.  Научно-методические: Введение в науку «Астрономия».Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.  Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.  Кадровые: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников. 
Автор: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников МДОУ ЦРР-детского сада N75 города Костромы, Наталия Юрьевна Лебедева. 
  
			 |