Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии создания анимационных мультфильмов как средство развития познавательного интереса и социально-коммуникативных умений у старших дошкольников
Познание
Автор: Ромашкина Александра Алексеевна   
24.10.2021 20:48

Использование технологии создания анимационных мультфильмов как средство развития познавательного интереса и социально-коммуникативных умений у старших дошкольниковИспользование технологии создания анимационных мультфильмов как средство развития познавательного интереса и социально-коммуникативных умений у старших дошкольников

Ромашкина А.А.

Последние несколько лет происходит глобальное внедрение информационно-компьютерных технологий в повседневную жизнь. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации и постоянной модернизации устройств. Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность, им уже не очень интересны обычные занятия. А ведь каждый педагог знает, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

 

Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку. Об этом говорится и в ФГОС ДО, которые предлагают разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей.

В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, благодаря развитию и доступности цифровых технологий, становится возможным реализация собственных детских проектов по созданию мультипликационных фильмов. Главное в такой проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции всех образовательных областей.

Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультстудия — специально разработанный модуль, который поможет организовать систему исследовательского обучения и запечатлеть познавательные открытия детей в авторских мультфильмах. В рамках занятий в мультстудии дошкольники имеют возможность закрепить навыки работы с разнообразными изобразительными средствами и инструментами, их свойствами и возможностями, освоить различные виды техник художественно-творческих работ, познакомятся с компьютером и веб-камерой, а также приобретут первые навыки профессии мультипликатора. Использование мультстудии позволяет интегрировать такие виды деятельности как познавательно-исследовательская, творческая, игровая. Также данное оборудование легко применять для решения задач непосредственно образовательной деятельности и при реализации инклюзивного образования. А самое главное – дети приобретут ценный опыт взаимодействия и сотворчества в коллективе сверстников и взрослых.

Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [54-55].

  1. Мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.);
  2. Особенности телевизионного изображения мультфильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни;
  3. Воспринимая мультфильм, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера;
  4. Мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, стимулируя возникновению определенной деятельности ребёнка.

МБДОУ «Детский сад № 4» была приобретена Мультстудия «Я творю мир», поэтому нам хотелось поделиться данным опытом работы с мульстудией.

Главная цель работы мультстудии: развитие познавательного интереса и социально-коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма). Первые занятия вводные и направлены на знакомство детей с миром мультфильмов с его обратной стороны, дети узнают, как и из чего сняты их любимые мультики, сколько времени необходимо для создания короткого мультфильма, сколько человек трудится над созданием этого продукта. Программа занятий предусматривает создание детьми собственных мультфильмов по заданной теме, которая вначале обсуждается детьми совместно с педагогом, разбирается ее значимость в современном мире. Все темы носят социально обусловленный характер, такие как «Наши эмоции», «Я особенный», «Я среди других», «Мое окружение», «Моя семья», «Мир вокруг нас», «Охрана природы» и многие другие. Темы подбирались с учетом возрастных особенностей и возможностей, а также интересов детей. Реализация работы мультстудии нацелена на получение следующих результатов:

  1. У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации;
  2. Повышается мотивационная активность дошкольников;
  3. Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития;
  4. У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие);
  5. Активно развивается монологическая и диалогическая речь;
  6. Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе;
  7. Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.

Создание короткометражных рисованных, пластилиновых мультфильмов, а также песочной анимации, через развитие у детей дошкольного возраста личностного творческого потенциала.

Опыт работы с мультипликационной студией «Я творю мир», может быть очень полезен воспитателям, специалистам и педагогам дополнительного образования.

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Я творю мир». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно — коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.

В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребёнка из любого материала. При этом тематика мультипликационных фильмов может быть самой разнообразной.

Этапы создания мультфильма:

1. Этап идейный.

Предварительная работа. Определение темы и написание сюжета мультфильма в процессе бесед. Дети самостоятельно выбирают тему своего мультфильма или при помощи родителей. Темы могут быть различные. Сюжет для мультфильма дети могут придумать самостоятельно или с опорой на стихи по выбранной теме.

2. Этап «Творческий».

Подготовительная работа. Создание героев для мультфильма и изготовление фонов.

Фон и декорации для мультфильма дети рисуют в различных техниках, лепят (пластилинография), склеивают (аппликация, складывают из бумаги (оригами) согласно выбранному сюжету.

Использование в процессе создания фонов и декораций для мультфильма нетрадиционных изобразительных техник оказывает большое влияние на развитие ребенка:

  • активно развивает ориентировочно-исследовательскую деятельность, способность к экспериментированию и изобретательству
  • развивает у детей уверенность в собственных силах
  • учит детей свободно выражать свой замысел (самостоятельность, инициатива)
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям поставленной цели
  • развивает навыки ориентации на листе бумаги
  • учит детей работать с разнообразным традиционным и нетрадиционным материалами и инструментами
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фантазию, эстетический вкус
  • оказывает влияние на развитие психических функций ребенка – развивается память, внимание, логическое и образное мышление, воображение
  • развивает тактильную чувствительность дошкольников
  • не утомляет дошкольников, повышает их работоспособность
  • способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации
  • развивает творческие способности детей.

Если в процессе съёмки понадобиться несколько локаций для героев, в таком случае подготавливаются несколько фонов и различные декорации.

Герои также изготавливаются из различных материалов (пластилин, различные материалы для творчества, ткани, нитки, помпоны и другие). Размер героя не должен превышать 12-15 см.

Так как чем больше герой, тем больше должны быть декорации в мультфильме. А значит камера должна будет располагаться очень далеко от фона.

3. Этап «Деятельностный».

Практическая часть. Покадровая съёмка героев, смена фонов и декораций согласно выбранного сюжета.

При работе с камерой необходимо учитывать следующие параметры:

  1. Размер героя на экране по отношению к декорациям в мультфильме.
  2. Плавность движений героя при ходьбе и движении рук на экране достигается за счёт постепенного изменения положения тела героя в пространстве.
  3. В процессе съёмки мультфильма очень удобно совместно с мультстудией «Я творю мир» использовать интерактивную доску. Для отображения происходящего на экране ноутбука, на большом экране. Такой способ очень удобен для детей.
  4. При песочной анимации дети рисуют песком на подсвеченном столе. Камера располагается над столом. Плавность изображения на экране достигается за счёт постепенного нанесения рисунка с одновременной покадровой съёмкой.
  5. В детской анимации используется не 25 кадровая секунда, а 12-18 кадровая секунда. То есть 1 секунда мультфильма содержит минимум 12 кадров.

После окончания работы над созданием видео дорожки мультфильма дети могут просмотреть получившийся результат, внести коррективы скорости воспроизведения кадров на экране.

Для добавления музыки к мультфильму детям предлагается прослушать несколько аудио треков, подобранные педагогом.

Дети сами решают какую музыку они используют в мультфильме.

Для записи голосов героев или голоса диктора за кадром используется диктофон. Звуковая дорожка накладывается на отснятый видео материал.

4. Этап «Премьерный».

Просмотр готового продукта (мультфильма). Анализ проделанной работы, высказывание детьми пожеланий на будущие проекты. Демонстрация мультфильма педагогам, сверстникам, родителям, участие в различных творческих конкурсах.

Таким образом, давая детям свободу воли при выборе тем и способов съёмки мультипликационных фильмов мы способствуем развитию их творческого потенциала и креативных способностей, поддерживаем в них живой интерес и нацеленность на результат, что в дальнейшем позволит им доводить начатое дело до конца и сделает их более уверенными в своих силах в любом деле.

Литература:

  1. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2019. №5.
  2. Муродходжаева Н.С., Пунчик В.Н., Амочаева И.В. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»: учеб. -метод. пособие / Под общ. ред. Н. С. Муродходжаевой. – М.: БИНОМ; Лаб. знаний, 2019. – 207 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год