Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух».
Познание
Автор: Гасанова Лейла Шихгайибовна   
08.11.2016 19:20

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух».Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух».

Воспитатель: Гасанова Л.Ш.

Программное содержание.

  • Уточнить и расширить знания детей о воздухе, дать знания детям о том, что воздух – главное условие жизни всех живых существ на земле.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Познакомить детей со способами обнаружения воздуха.
  • Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  • Закрепить правила безопасности при экспериментировании.
  • Активизировать речь и обогащать словарь.
  • Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.

Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде, ветре; наблюдения, слушание А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремова, «Ветер» М.Исаковского.

 

Словарная работа: лаборатория, учёные, невидимый, прозрачный, бесцветный, бриз, шторм, ураган.

Материал на каждого ребёнка: камень, стакан с водой, коктельная трубочка, пакет, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок), воздушный шарик, духовые музыкальные инструменты.

Демонстрационный материал: стакан с водой, трубочка, ёмкость с водой, кораблик, карточки с символами, пустой стакан.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят в группу становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

- Сегодня, я шла в детский сад. Подхожу к забору и вижу: калитка то открывается, то закрывается... Подхожу поближе: никого нет. А калитка всё равно — то откроется, то закроется. Кто же её открывал? (ветер)

- А что такое ветер? (Движение воздуха)

- А в помещении детского сада есть воздух? (Да).

- Скажите, что такое воздух? (Воздух это то, чем мы дышим).

- А где есть воздух? (Везде)

- Можно ли жить без воздуха? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей). Давайте проверим. — Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно. Какое у вас было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать). Страшно даже подумать, что было бы, если воздух исчез. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

- Чтобы как можно больше узнать о свойствах воздуха, давайте превратимся в учёных. Но, сначала послушайте и запомните правила безопасного поведения при экспериментировании:

  • Не толкай соседа во время работы.
  • Сначала посмотри (послушай), потом повтори.
  • Выполнил работу, положи всё на место.
  • Будь осторожен!

Вокруг себя повернись и в исследователей превратись. Давайте отправимся в лабораторию. Подойдите к столу.

ОПЫТ №1.

- Возьмите в руку камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей — твёрдый). Камень — это твёрдый. А можно взять воздух в руки и сжать его? (Ответы детей)

- Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДЫЙ

- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). Что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух, может течь, переливаться? (ответы детей. Нет).

- Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ЖИДКОСТЬ.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ВКУСА.

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (ничего) Пахнет ли чем-нибудь воздух?

Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ.

-Предлагаю вам провести эксперимент. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети: у меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

- Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, едой, которая готовится на кухне, дымом, если горит костёр, духами и т.д.)

Вывод: АБСОЛЮТНО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ, ЗАПАХ ЕМУ ПРИДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ ЕГО ВЕЩЕСТВА.

- Итак, что же запомнили наши ученые: что воздух не твёрдый. Воздух не течёт и не льётся. Значит он не жидкость.

А для чего нам нужен воздух? ДЫШАТЬ.

Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.

ОПЫТ №2.

Дыхательная гимнастика. На 1- Вдохните воздух носом, на 2,3, 4- выдохните через рот, губы вытяните трубочкой (2р.)

- Когда вы вдыхаете, вы видите, сколько вы вдохнули воздуха, а сколько выдохнули? А почему не увидели? А хотите увидеть? (да)

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец коктельной трубочки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (Пузырьки воздуха). Как они там появились? ВЫВОД: Пузырьки в воде, что это такое????

- Как ещё мы можем обнаружить воздух? Продолжим наши опыты.

ОПЫТ №3.

Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей). Делаем вывод. Что в пакете? Какого цвета воздух? Что надо сделать, чтобы поймать воздух?

ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ВОЗДУХ, ЕГО НАДО ПОЙМАТЬ И ПОМЕСТИТЬ В ОБОЛОЧКУ.

Предлагаю вам немного размяться:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Осторожно ветер за калитку вышел, (Руки вверх, махи руками вправо- влево)
Постучал в окошко, пробежал по крыше. (Постучать пальчиками по ладошке и перебирать пальчиками по рукам)
Покачал тихонько ветками черёмух (Руки вверх покачать вправо- влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых, (Погрозить пальцем).
И, расправив гордо молодые крылья, полетел куда-то вперемешку с пылью (расправить руки, полетать).

Сесть на свои места.

Можно ли воздух услышать? (Фонограмма)

ОПЫТ № 5.

Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (В шаре). Чтобы услышать воздух, спустите шарик. Что происходит? (Воздух выходит из шара и слышно шипение воздуха).

Возьмите музыкальные инструменты, подуйте в них. Что мы слышим? (Звук). Вывод: ЗВУК ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ВОЗДУХ ДРОЖИТ (КОЛЕБЛЕТСЯ), И ТОГДА МЫ МОЖЕМ ЕГО УСЛЫШАТЬ.

ОПЫТ № 6.

ЗАПУСКАНИЕ КОРАБЛИКОВ.

Посмотрите, что у меня в руке? (Лодочка) Чтобы лодочка поплыла, что нам нужно сделать? (опустить в воду и подуть). Подуйте. Что происходит с лодочкой? (Мы подули, воздух стал перемещаться, и лодочка поплыла). Правильно, ветер это движение воздуха. А что ещё благодаря воздуху может плыть? (облака). Посмотрите на воду (Волны) Если на море лёгкий ветер – это бриз, если ветер сильнее это шторм, а если очень сильный – ураган.

- Вот сколько интересного вы узнали о воздухе. Так Что же такое ВОЗДУХ? (Закрепляем по схеме).

Дети: У Воздуха нет цвета, вкуса, запаха.

  • Воздух можно услышать.
  • Воздух прозрачный, поэтому мы его не можем увидеть.
  • Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
  • Ветер это движение воздуха.
  • Способ обнаружения воздуха — "поймать" его в оболочку.
  • Воздух может двигать предметы.

-Предлагаю вам дома рассказать про нового знакомого невидимку и поиграть с воздухом: надувать шарики, пускать кораблики и самолётики в небо.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год