Опытно-экспериментальная деятельность в 1-ой младшей группе. |
Познание | |||
Автор: Хусаинова Алсу Халиловна Рустамова Гульмира Зайнабидиновна | |||
04.08.2025 13:31 | |||
Пояснительная записка. Ребенок раннего возраста – маленький исследователь, он познает окружающий мир, постоянно исследуя его. В поисках новых впечатлений начинает экспериментировать, манипулируя предметами и объектами окружающего мира. При этом им используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет. Сегодня у наших детей есть много современных игрушек, но игры с песком не устарели. Песочница по-прежнему любимое место малышей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания играм с песком уделяется большое внимание. В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в 3-х основных направлениях:
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.) Предлагаемая ниже занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Вставить можно на усмотрение редактора. Примеры для опытно-экспериментальной деятельности. Вода: «Водичка-водичка» Цель: Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать. (форма организации – режимные моменты). «Напоим куклу чаем» Цель: Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. (форма организации — часть занятий). «Чистые ручки» Цель: Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. (форма организации игра). «Помощники» Цель: Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой. (форма организации- режимные моменты). «Найди пингвинёнка» Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная. (Форма организации- опыт). «Прятки» Цель: Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной. (форма организации опыт). «Разноцветная водичка» Цель: Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить. (форма организации часть занятия). «Будем пить» Цель: Дать детям представление о том, что вода имеет вкуса. (форма организации- режимные моменты). «Что получится» Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. (форма организации опыт). «Вкусная водичка» Цель: Дать детям представление о том, что некоторые вещества в воде растворяясь, могут передавать воде свой вкус. (форма организации-опыт). «Заморозили» Цель: Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд. (форма организации опыт). «Разогреем» Цель: Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду. (форма организации опыт). «Теплая, холодная» Цель: Дать детям представление о том, что вода может быть теплой и холодной. (форма организации-часть занятия). «Куда делась вода?» Цель: Дать детям представление о том, что вода может испаряться. (форма организации – опыт). «Откуда берётся вода?» Цель: Познакомить детей с процессом конденсации. (форма организации — опыт). «Высушим» Цель: Дать детям представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. (форма организации – часть развлечения). Песок: «Песочек» Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. (форма организации игра). «Посыпалки» Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт). «Испечём угощение» Цель: Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия) «Следы» Цель: Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра). «Песчинки» Цель: Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке). Воздух: «Поймаем воздух» Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра). «Наберём воздух в стакан» Цель: Дать представление детям о том, что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт). «Выпустим воздух из стакана» Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт) «Буря в стакане» Цель: Дать детям представление о том, что воздух легче воды. (форма организации –игра). «Утопим игрушку» Цель: Дать представление детям о том, что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты). «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра) «Лодочка плыви» Цель: Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. (форма организации — часть занятия). «Сделаем ветерок» Цель: Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха. (форма организации – наблюдение на прогулке). Камни: «Помоем камешки» Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации- опыт). «Тёплые-холодные» Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми. (форма организации — опыт). «Лёгкий – тяжёлый» Цель: Дать детям представление о том, что камни могут быть лёгкие и тяжёлые. (форма организации – часть занятия) «Какой формы камень?» Цель: Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. (форма организации – часть занятия). «Помоем камешки» Цель: Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. (форма организации — опыт). «Твёрдый-мягкий» Цель: Дать детям представление о том, что камни твёрдые. (форма организации -опыт). Бумага: «Бумажные листочки» Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. (форма организации – опыт). «Тонкая-толстая» Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. (форма организации — опыт). «Порвём бумагу» Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. (форма организации – опыт). «Кораблик» Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. (форма организации — опыт). Составители: Воспитатели: МБДОУ «Детский сад №14 «Умка» г.Нефтеюганск
|