Опытно-экспериментальная деятельность в зимний период |
Познание | |
Автор: Сумина Валентина Михайловна | |
26.06.2025 14:53 | |
Презентация: Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моей консультации: «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД». Слайд 2 Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок делал все сам, а не только был в роли наблюдателя. Слайд 3 Главное достоинство применения метода экспериментированиязаключается в том, что в процессе эксперимента: – Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. – Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. – Помимо этого развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы. – Также происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Слайд 4 Выделяют 3 направления опытно – экспериментальной деятельности: -живая природа: это характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. -неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. -человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Слайд 5 К формам организации опытно-исследовательской деятельности с дошкольниками относят: непосредственно образовательную деятельность, дидактические и развивающие игры; беседы познавательного характера, наблюдения, решение проблемных ситуаций, эксперименты и опыты, коллекционирование. Слайд 6 Работа по организации детского экспериментирования имеет определенную структуру.
Слайд 7 Большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группе. Должна быть создана мини-лаборатория, где размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов. Необходимо постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием и схемами для самостоятельной работы. При оборудовании мини-лаборатории необходимо учитывать следующие требования: – безопасность для жизни и здоровья детей; – достаточность; – доступность расположения. Слайд 8 Зима — это замечательное время для экспериментов и опытов, которые помогут ребенку узнать много нового о законах природы. Слайд 9 Прежде чем перейти к опытам со снегом и льдом, можно рассказать детям о том, что же такое снег и лед с точки зрения науки. В этом помогут книги и познавательные видео. А с помощью опытно экспериментальной деятельности можно расширить представления детей о физических свойствах снега и льда, выявить их сходства и различия. Слайд 10 Хочу предложить вашему вниманию несколько опытов, которые можно провести с детьми зимой. Например, опыт «Плавает лёд в воде или тонет?» Понадобятся пластиковые стаканчики, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага для флажка, большая емкость для воды. Ход эксперимента: Предложите детям узнать, может ли лед плавать. Сначала необходимо сделать ледяной кораблик. Трубочку с бумажным флажком прикрепить на дне пластикового стаканчика с помощью пластилина. В стаканчик наливаем воду и ставим его в холод. Когда вода замерзнет, надо вытащить лед из стаканчика — получился ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой -он будет плавать! Делаем вывод: Он не тонет, а плавает, потому, что лед легче воды. СЛАЙД 11 Следующий опыт поможет познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Для опыта понадобятся стаканчики с одинаковым количеством обычной воды, молока и масла. Вначале дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют сходства и различия жидкостей. Затем стаканчики помещаются в холод, после прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замерзли, а какие нет. Делаем вывод, что жидкости замерзают с разной скоростью, а некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания. СЛАЙД 12 Опыт «Разноцветные сосульки» поможет детям познакомится с такими свойствами воды, как прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре. Для опыта понадобятся вода, краски, формочки для замораживания льда, нитки. Педагог предлагает детям украсить дерево, растущее на участке разноцветными сосульками. Дети предлагают варианты, как изготовить такое украшение. Нитку сложенную вдвое опускают в форму, воду подкрашивают акварелью и заливают в подготовленные формочки, а затем выносят в холодное место. После замерзания сосульки освобождают от формочки и вешают на дерево. Приходим к выводу, что вода изменяет цвет, вода замерзает. СЛАЙД 13 Следующий опыт поможет показать, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Необходимо подготовить темную ткань, лупу, вертушки. Вначале педагог предлагает детям понаблюдать за ветром, отметить его силу, направление при помощи вертушек. Затем педагог спрашивает детей, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Предлагает рассмотреть их на темном полотне через лупу. Выясняем, что снежинки очень маленькие и их лучики просто так не увидеть, при сильном ветре лучиков нет, они сломались. Интересный факт, в научной среде считается, что двух одинаковых снежинок не существует. СЛАЙД 14 Опыт «Лед и соль» поможет показать детям свойство соли растворять лед. Для опыта понадобятсякубики льда, соль Спросите детей, знают ли они, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит. Возьмите два кубика льда, положите на тарелочки. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки. Вывод: льдинка, посыпанная льдом тает намного быстрее. СЛАЙД 15 В итоге хочется пожелать вам подходить ко всему творчески. Благодарю за внимание.
|