Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нравственно-патриотический проект «Город Октябрьский — колесо истории»
Патриотизм детям
Автор: Газизова Хания Габдулхаковна   
23.09.2018 14:33

Нравственно-патриотический проект «Город Октябрьский — колесо истории»Нравственно-патриотический проект «Город Октябрьский — колесо истории»

«Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой Родине: городу, родной природе, селу, краю»
И. Эренбург

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную активность».

Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

 

Скачать конспект

Реализация патриотического воспитания невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (C. В. Михалков). Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок.

Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной земле, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле. Он писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре и родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?».

Актуальность

патриотического воспитания для детей дошкольного возраста

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории.

В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Согласно ФГОС приняты в дошкольных учреждениях основные общеобразовательные программы ДОУ, где отражается вопрос приобщения дошкольников к истокам народной культуры и патриотического воспитания.

Для многих родителей считается нормальным, что можно сорвать цветок или сломать ветку дерева ради минутного удовольствия взрослого или ребенка; бросить на дорогу или тротуар использованные баночки, обертки и т.д. И мы принимаем это: кто-то как норму, кто-то с безразличием. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь.

Актуальность проблемы обусловлена все возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса. Мы считаем, что краеведение поможет детям стать настоящими гражданами своего города. Личные впечатления, которые появятся у дошкольников в процессе исследовательской деятельности с использованием краеведческих материалов, усилят эффективность всех аспектов воспитания: нравственного, гражданского, эстетического.

Мы, педагоги группы, фундаментом патриотического воспитания считаем целенаправленное ознакомление детей с родным городом Октябрьский.

Для каждого человека город, в котором он родился и вырос – особенный город. К нему на всю жизнь остается нежное чувство. Где бы ни жил потом, в каких бы городах ни бывал, этот всегда будет единственным, любимым. Для определения уровня формирования представлений у дошкольников о городе, о его достопримечательностях, о городских объектах, о профессиях горожан предложили детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.

В ходе педагогической диагностики было выявлено, что 43 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе и его истории, 61 % — не могли рассказать о символике Октябрьского, а у 37% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. Только 24 % смогли рассказать, что им нравится в родном городе (Назвали только развлекательные комплексы, куда они ходят с родителями), но их отношения были еще неосознанны.

Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование среди родителей детей.

Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Многие родители не знали истории возникновения города, о его первых строителях и знаменитых нефтяниках, благодаря которым наш город славится не только в Башкортостане, но и за его пределами.

Среди родителей услышали и негативное суждение на счет патриотического воспитания. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Мы предполагаем, что произошло это потому, что родители наших детей — то поколение нашей молодежи, которые родились в 80-х и 90-х годах, когда в обществе не было принято говорить о Родине, любви к своей стране и патриотизме. Это понятие тогда приобрело нарицательное значение.

Таким образом, нами была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий с детьми и их родителями, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, к его истории; желание беречь его красоту, проявлять заботу о нем.

Новизна

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине в ДОУ решалось традиционно. Новизна данной работы заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В ходе исследовательского проекта реализован инновационный подход к патриотическому воспитанию.

Гипотеза

Если в воспитательно-образовательный процесс с детьми ввести систему мероприятий по расширению их знаний об истории родного города, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а также будет способствовать воспитанию любви и привязанности к родному краю; чувство гордости, уважения к людям, прославивших наш город. Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации детей дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год