| 
  Проект «Мы живем в России» 
Тип проекта: Познавательный, творческий, фронтальный, долгосрочный 
Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. 
Актуальность: 
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. 
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. 
  
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. 
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. 
Проблема: Что такое Россия? Что такое природа? 
Цель: формирование нравственно – патриотических чувств, гражданской позиции и национальной гордости у старших дошкольников. 
Задачи: 
- создать культурно – образовательную среду в группе детском саду
 
- объединить усилия семьи и педагогов по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно – патриотических чувств
 
- способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа
 
- формировать краеведческие знания у детей
 
- воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизма, гордости, ответственности за сохранение и приумножение богатств своего родного края, страны.
 
 
Предполагаемый результат: 
- создание предметно–развивающей среды в группе
 
- формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, об его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности
 
- повышение педагогической компетентности воспитателей в решении задач, связанных с воспитанием у детей нравственно-патриотических чувств
 
- повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
 
 
Этапы проведения и реализации проекта: 
1. Подготовительный: 
- изучение литературы
 
- изготовление наглядно — информационных пособий для детей и родителей.
 
- составление конспектов, картотек игр, пособий.
 
- анкетирование участников проекта.
 
 
II. Организационно-практический 
Блок 1. «Моя семья» (Октябрь, ноябрь) 
Цель: формирование у детей представления о мире семьи, воспитание любви и привязанности к семье, родному дому. 
Задачи: 
- познакомить детей с понятиями «родословная», «семья»
 
- расширить знания детей о семейных традициях, праздниках и домашних обязанностях каждого члена семьи
 
- познакомить детей с историей возникновения фамилий, их значением для жизни человека
 
- способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни
 
- продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность
 
- укреплять детско–родительские отношения.
 
 
1. Работа с детьми. 
- чтение художественной литературы по теме “Моя семья”;
 
- просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко”);
 
- игры “Кто старше? ”, “У кого сегодня день рожденья? ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, “Огорчится ли мама, если…”;
 
- беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др;
 
- заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры;
 
- изготовление подарков для родителей;
 
- сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”;
 
- выставка рисунков “Наша дружная семья”;
 
 
2. Работа с родителями 
- создание альбомов: «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи»;
 
- фотовыставка «Наши семейные традиции»;
 
 
Блок 2. «Наша Родина — Россия» (декабрь, январь) 
Цель: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. 
Задачи: 
- вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины
 
- формировать бережное отношение к природе и всему живому
 
- познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
 
- расширять представление о городах России
 
- познакомить с русским национальными костюмами народов проживающих на территории России
 
- развивать интерес к русским традициям.
 
 
1. Работа с детьми 
- беседы о народных обычаях и праздниках: День народного единства, День Конституции, Крещение, Рождество, 23 февраля, 8 марта, 1 мая «Праздник весны и труда», 9 мая «День Победы».
 
- познакомить с Государственными символами России: флаг, герб, гимн
 
- дидактические игры: «Найди флаг России», «Чей костюм», «Выложи узор на кокошнике»;
 
- русские народные подвижные и хороводные игры: «Гуси – лебеди», «Пятнашки», «Горелки», «Плетень», «Калитушка»;
 
- заучивание стихов о Родине, России, чтение произведений о русских богатырях, заучивание пословиц, поговорок, небылиц, народных скороговорок;
 
- рисование: «Русская матрешка», «Орнаменты для сарафанов и кокошников», аппликация: «Кремль», «Богатырь»;
 
- слушание песен и музыки: «Гимн России», «Русская народная музыка», «Частушки». Слушание русских классических композиторов: Шостокович Д.Д., Рахманинов С.В.
 
 
2. Работа с родителями. 
- оформление альбомов: «Я люблю мою Россию», «Народы России»;
 
 
Блок 3. «Наша Армия родная» (февраль) 
Цель: воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. 
Задачи: 
- воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости
 
- расширять представления детей о Российской Армии
 
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
 
 
1. Работа с детьми 
- рассматривание армейских альбомов, фотографий, картинок о родах войск, иллюстрации В. Васнецова «Богатыри»;
 
- чтение художественной литературы по теме «Наша армия родная»;
 
- пословицы, поговорки, загадки, стихи по теме «Наша армия родная»;
 
- художественное творчество: рисование «Мой папа самый лучший» (портрет), конструирование «Боевая техника», аппликация (коллективная работа);
 
- выставка работ детского творчества «Подарок для папы»;
 
- прослушивание песен на военную тему «Катюша», «У солдата выходной», «Первым делом самолеты», «Аты — баты»;
 
- дидактические игры: «Четвертый лишний», «Профессия военный»;
 
 
подвижные игры: «Летчики на аэродроме», «Через болото»; 
2. Работа с родителями 
- выставка творческих работ «Мы рисуем вместе с папой»;
 
- спортивный досуг.
 
 
Блог 4. Мы маленькие эколята. 
Работа с детьми 
- Беседы: «Живая, не живая природа», «Правила поведения в лесу»
 
- Опытно-экспериментальная деятельность:
 
 
«Рост и развитие растений», 
«Вода и росток», 
«Солнце и росток». 
- Изготовление лэпбука «Животные и растения родного края»
 
- Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме.
 
- Наблюдения за окружающей природой;
 
- Фото — репортаж «Мой домашний питомец»
 
- Просмотр и обсуждение мультфильма «В лесу» (Сборник познавательных мультфильмов Профессора Почемушкина «О природе»,
 
- Акция «Разделяй мусор»
 
 
Работа с родителями 
- Акция «Разделяй мусор»
 
- Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием.
 
- Привлекать родителей к посадке овощей и цветов на подоконнике.
 
 
Блок 5. «Этот день Победы» 
Цель: создание условий для ознакомления детей с праздником Победы: Почему празднуют День Победы? О чём говорят в этот день в семье? Кого особенно чтят и поздравляют в этот праздник? 
Задачи: 
- обратить внимание детей на трудности, которые приходилось преодолевать воинам в Великой Отечественной войне
 
- уточнить представление детей обо всех народах нашей страны, которые объединились на борьбу против врагов
 
- более глубоко раскрыть образ защитника Родины, показать человеческие качества бойца, не унывающего в самых трудных условиях
 
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов
 
- закрепить в сознании детей мысль о том, что в нашей стране «Никто не забыт и ничто не забыто».
 
 
1. Работа с детьми 
- рассказ-беседа: «Великая Отечественная война», «Женщины на защите отечества», «Дети и война», «Праздник День Победы»;
 
- заучивание стихов, пословиц и поговорок о солдатской службе, дружбе, долге;
 
- рассматривание иллюстраций «Города герои»;
 
- чтение художественной литературы, слушание песен военно — патриотической тематики;
 
- изготовление праздничных открыток и рисунков к 9 мая, цветов для возложения к памятнику.
 
- Экскурсия в музей детского сада (методический кабинет) «По дороге жизни»
 
 
2. Работа с родителями 
- экскурсия к обелиску, возложение цветов;
 
 
III. Презентационно – завершающий этап. 
Мультфильм «Путешествие по России» 
IV. Контрольно-рефлексивный 
Подведение итогов. 
			 |