Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические указания к комплекту дидактических игр по краеведению «Люби и знай, свой край родной».
Патриотизм детям
Автор: Горошникова Т.С. Егорова М.Н.   
12.03.2020 13:08

Методические указания к комплекту дидактических игр по краеведению «Люби и знай, свой край родной».Методические указания к комплекту дидактических игр по краеведению «Люби и знай, свой край родной».

Воспитатели:

  • Горошникова Т.С.
  • Егорова М.Н.

Киселевск, 2019г. Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида»

А.А. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Этот материал особенно ценен в работе с детьми дошкольного возраста для формирования краеведческих знаний, воспитания любви к родному краю.

 

Скачать конспект

Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине.

Следует отметить также то, что краеведение – неисчерпаемый источник для интегрированного обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми. Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.

«Ориентации личности выступают, своего рода, «фильтром», пропускающим ту или иную информацию, которая не требует перестройки всей системы личности, поддерживает ее внутреннюю целостность, удовлетворяет потребности личности теми способами и посредством тех ценностей, которые предлагает само общество». (Г. Н. Мусс, 2007)

Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с окружающим.

Краеведение — это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города…

Главной целью дошкольного краеведения является — воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. Познакомить с историей и современностью нашего города.
  2. Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
  3. Развивать стремление как можно лучше знать свой город.
  4. Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи.
  5. Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.

Настоящие методические указания направлены на оказание помощи воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям для повышения компетентности в вопросах организации работы по краеведению в соответствии с ФГОС ДО.

Комплект дидактических игр и методические указании к ним могут использоваться в следующих областях знаний и деятельности:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

Пояснительная записка

Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности.

Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском Государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, родного края, города, достопримечательностях, коренных жителях, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которая разработана на основе приумноженных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания и «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Мы живем в Кемеровской области, а это полиэтнический регион и культура его многонациональна: в ней переплелись, взаимообогащая друг друга, культуры больших и малых народов. Поэтому, знакомя детей с природой и культурными традициями, города, родного края, родители и педагоги воспитывают у детей чувство любви к родине, национального самосознания, духовность, культуру межэтнического общения.

Практическая значимость методических рекомендаций:

  • внедрена в практику ДОУ организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в логике личностно-ориентированного подхода;
  • обогащена предметно-пространственная и социокультурная среда групп детского сада в соответствии требованиями;
  • подобран комплект дидактических игр по теме;
  • методические рекомендации разработаны в связи с подготовкой празднования 300-летия Кузбасса и 85-летия родного города Киселевска.

Разработанные методические рекомендации "Люби и знай, свой край родной" по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края могут использовать воспитатели ДОУ, дополнительные учреждения и родители для повышения компетентности в вопросах организации работы по региональному компоненту в соответствии с ФГОС ДО.

Цель составления методических рекомендаций:

реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.

Задачи:

Образовательные:

  • на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем;
  • учить ориентироваться в природной среде обитания;
  • приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Развивающие:

  • средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать наглядное — образно мышление, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • расширение знаний детей о полезных ископаемых;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края.

Воспитательные:

  • нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области;
  • воспитание уважения к труду;
  • воспитание доброжелательного отношения и уважения к людям разных национальностей;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у ребенка гражданско-патриотических чувств, любви и привязанности к родному краю, Родине;
  • развитие гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому и настоящему Кузбасса;
  • способствование повышению активной жизненной позиции педагогов в нравственном воспитании детей.

Новизна идеи состоит в том, что методические рекомендации к комплекту игр по краеведению "Люби и знай, свой край родной" решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, к культуре и традициям народов Кемеровской области, а также преподнесения воспитанникам краеведческой информации (познавательные игры, творческие задания). В результате дети дошкольного возраста смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами своего города и региона; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города.

Дидактическая игра МАДОУ №2 «Лучики»: «Профессии Кузбасса. Кому что нужно для работы?»

Цель: знакомство детей с представителями профессий Кузбасса и соответствующими атрибутами, необходимыми для работы.

Задачи:

  • закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии
  • развивать логическое мышление, связную речь дошкольников

- воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.

Возрастная аудитория: дети среднего и старшего дошкольного возраста.

Краткое описание игры: шесть мягких игровых кубиков, с гранями размером 8*8 сантиметров каждая, на которых изображены представители разных профессий Кузбасса и атрибуты, необходимые для работы: один кубик содержит изображения только представителей профессий, на гранях других кубиков изображены атрибуты.

Упрощается игра тем, что каждая профессия и атрибуты, принадлежащие к ней, закреплены за гранью кубика одного и того же цвета.

Профессия учитель — соответствующие атрибуты: глобус, учебная доска, мел, указка, учебники.

Профессия шахтер: каска, отбойный молоток, кирка, фонарь, кувалда.

Профессия металлург: доменная печь, фартук и нарукавники, литьевой ковш, каска с защитной маской, железо.

Профессия химик: колбы, защитные очки, препараты, микроскоп, химический аппарат.

Профессия доктор: спецодежда, шприц, аптечка, кушетка, стетоскоп.

Профессия фермер: вилы, трактор, комбайн, корова, тележка.

Методические указания к игре:

- предварительная работа с детьми.

- рассказ о профессиях, характерных для Кузбасса.

После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем, по мере её освоения, дети могут играть самостоятельно. Так как игра содержит объемные фигуры, которые доступны для просмотра всем участникам, игра может быть, как настольной, так и напольной.

Правила игры: каждый участник должен правильно выбрать атрибут, подходящий к профессии. В игре учувствует от 2 до 5 человек.

Первый игрок-ведущий, выбирается по считалочке, остальные игроки участвуют по очереди. Игра строится, таким образом, чтоб правила игры соответствовали возрастным особенностям детей.

Вариант 1: (Средняя группа)

Игра рекомендуется для индивидуальной работы.

Ребенку предлагается рассмотреть пирамиду, состоящую из кубиков составленную таким образом, что в первом ряду стоит три кубика, во втором ряду два кубика. На гранях предложенных кубиков изображены предметы, относящиеся к той или иной профессии. Задача играющего подобрать подходящую профессию и поставить в завершение пирамиды. В данном варианте и в дальнейшем, игра считается правильно выполненной, если все кубики выставлены гранями одного цвета.

Вариант 2: (Старшая группа)

Играющим предлагается рассмотреть предметы, изображенные на кубиках, которые выставляются ведущим в количестве трех штук. Задача играющих поставить в следующем ряду два подходящих кубика, а затем подобрать загаданную профессию и поставить кубик в завершении пирамиды.

Ход игры:

Ведущий, которого выбрали по считалке, кидает кубик, на котором изображены профессии. Называет профессию, которая выпала на кубике. Остальные участники рассматривают кубики, подбирают грань с изображением материалов или инструментов, необходимых для этой работы, объясняют свой выбор. Почему именно эта профессия важна и ее нужно уважать. Игра заканчивается по мере уставания детей.

Интеллектуальная игра «Всезнайки».

Цель: воспитание чувства гордости и любви к Родине, к родному краю.

Задачи:

  • систематизировать знания дошкольников о Кемеровской области;
  • закрепить знания детей о достопримечательностях Кузбасса, памятных местах;
  • формировать умения работать в команде;
  • развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Возраст детей: игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Краткое описание: игровое поле, разделённое на 5 секторов, юла со стрелкой, конверты с карточками:

  • города Кемеровской области:
  • достопримечательности Кузбасса;
  • геральдика городов Кемеровской области;
  • животные и птицы, занесенные в красную книгу Кузбасса;
  • исследователи земли Кузнецкой.

Методические указания к игре:

  • предварительная работа с детьми;
  • рассказ об истории города;
  • изучение карты Кемеровской области;
  • знакомство с достопримечательностями родного края.
  • изучение фотоматериалов, которые войдут в основу игры.

После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем по мере её освоения дети могут играть самостоятельно. Все материалы для игры должны располагаться по отношению к игрокам так, чтобы их было хорошо видно и удобно использовать, поэтому игру лучше проводить за столом.

Правила игры: Воспитатель или ребёнок раскладывает конверты с надписями и условными обозначениями по секторам. Ребенок раскручивает юлу со стрелкой и называет тот конверт, на который она указывает. Затем конверт открывается, достаются карточки с изображениями, и дети называют что на ней изображено. За каждый правильный ответ игрок получает жетон. Победил тот, у кого больше жетонов.

  • В игре участвует от 3 до 5 человек, 1 — ведущий.
  • Выбор ведущего (ребенок или воспитатель).
  • На сектора выкладываются конверты с заданиями.
  • Ведущий вращает стрелку и берет конверт, на который она указывает.
  • Игроки отвечают на вопросы по очереди. За правильный ответ игрок получает поощрительный жетон.
  • Выигрывает тот, кто больше наберет жетонов.

Ход игры:

Количество игроков: подгруппа детей от 3-х до 5-и человек. Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. За правильно выполненное задание участник интеллектуальной игры «Всезнайки» получает поощрительный жетон.

Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество жетонов. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку нескольким) составить рассказ по изображению. Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории родного края, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми.

Дидактическая игра — лото «Красная книга. Фауна»

Детское лото — это занимательная настольная игра для детей от 5 лет, которая способствует развитию внимания, логического мышления и зрительной памяти ребёнка, а также знакомит детей с животными красной книги Кузбасса, расширяет кругозор.

Лото включает 4 игровых карточки и 16 фишек:

  1. Дикие животные: северный олень, медведь, суслик краснощекий, барс снежный, кабарга, волк, кабан, выдра, лось.
  2. Пресмыкающие: лягушка сибирская, тритон обыкновенный.
  3. Птицы: журавль – красавка, журавль чёрный, удод, сокол – сапсан, фламинго.

Правила игры

В лото могут играть одновременно от двух до шести человек. Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий достаёт по одной фишке, называет изображённый объект и показывает фишку. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею названный объект. Выигрывает тот, кто первым закроет фишками лото все картинки на своей карточке.

"Кто первый?"

Участникам игры раздаются карточки. Фишки складываются в мешочек и перемешиваются. Ведущий достаёт из мешка по одной фишке, называет и показывает её игрокам. При усложнённом варианте игры ведущий только показывает фишку, не называя её.

Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею совпавший рисунок. Если желающих забрать фишку нет, фишка возвращается в мешок.

Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл фишками лото все картинки.

"Что изменилось?"

Ведущий выкладывает от 3 до 6 разных фишек картинками вверх. За некоторое время игроки должны постараться запомнить их.

Затем участники отворачиваются, а ведущий что-то меняет, например, убирает или докладывает одну или несколько фишек, меняет их местами. Игроки поворачиваются и стараются определить, что изменилось. Тот, кто сделает это первым (и разумеется, без ошибок), сам становится ведущим.

"Подбери фишку"

На игровой поверхности раскладываются фишки картинками вверх. Ведущий предлагает выбрать фишки с изображением:

а) животных;

б)птиц;

и т.п. в зависимости от вида лото (например, если лото с видами транспорта, то выбираются только легковые машины или только грузовики и т.д.).

Участники игры по сигналу ведущего начинают выбирать фишки. Когда все фишки выбраны, игроки проверяют правильность выбора и подсчитывают количество фишек.

Победителем становится тот, у кого оказалось больше всех фишек с заданным признаком.

"Что общее?"

На игровой поверхности ведущий выкладывает три фишки с картинками, имеющими один общий признак. Задача игроков – определить признак и найти ещё фишки с этим признаком.

Выигрывает тот, кто нашёл большее количество подходящих фишек. Он становится ведущим.

"Какая фишка лишняя?"

На игровой поверхности ведущий выкладывает несколько фишек с картинками, имеющими один общий признак и одну лишнюю фишку. Задача игроков – догадаться, по какому признаку собраны фишки, и определить лишнюю. Эта игра способствует развитию логики у детей.

Выигрывает тот, кто первым нашёл верное решение и смог его обосновать.

Дидактическая игра "Собери пазлы"

Цель: формирование представление о том, что не только у страны есть государственная символика: флаг, герб, но и у каждой области и края.

Задачи:

  • закрепить элементарные представления о происхождении и символическом значении изображений на гербе и флаге;
  • учить детей узнавать символику родного края и соседних регионов;
  • воспитывать патриотические чувства — любовь к Родине — уважение к флагу, гербу Кузбасса;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, внимания, сосредоточенности;
  • развивать зрительную память, зрительное восприятие;
  • формировать умение складывать из частей целое.

Возраст детей: 4-7 лет.

Материалы: шаблон-образец герба и флага России, герба и флага Кемеровской области, герба и флага города Киселевска, карты кемеровской области.

Правила игры: 2-3 ребёнка раскладывают коробки и рассматривают гербы и флаги, подбирают герб к флагу.

  1. вариант: Найди флаг области, какую назову.
  2. вариант: Собери флаг по описанию.

Ход игры.

Составить из предложенных символов герб или флаг и рассказать о нём.

  • Детям предлагается рассмотреть герб или флаг города и отметить отличительные особенности от гербов или флагов других городов нашего края.
  • Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб или флаг города.
  • Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь

на память.

  • Детям предлагаются гербы других городов для подобной же

игровой задачи.

*

Пазлы " Собери карту Кемеровской области"

Задачи: познакомить с картой Кемеровской области, с её городами и районами. Привить любовь к родному краю.

  • Детям предлагается рассмотреть карту Кемеровской области и назвать города которые входят в неё. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики карту.
  • Дети собирают карту без помощи шаблона-образца, опираясь

на память.

Дидактическая игра «Собери карту Кемеровской области»

Цель: формирование знаний о карте Кемеровской области, составление карты по образцу и по памяти, развитие внимания, зрительной памяти, воспитание интереса к родному краю.

Возраст детей: 5-7 лет.

Оборудование: карта Кемеровской области с выделенными цветом городами, контуры 20районов.

Игровая задача. Игра проводится по типу «пазлы». Отдельные цветные контуры городов накладываются на готовый образец- карту Кемеровской области. Названия районов называются сначала воспитателем, затем детьми, отыскиваются и размещаются на нужное место на карте.

Электронная игра «Я люблю свою страну!»

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: Закрепление знаний детей о мужских военных профессиях;

Закрепить знания детей о народных русских костюмах, так же о пословицах родной страны.

Ход игры: Детям необходимо, пройти все уровни, что бы вместе с солдатиком

дойти до флага Российской Федерации.

1-уровень. «Найди отличия». Необходимо с помощью мыши нажать на картинке в то место где присутствует отличие.

2-уровень. «Найди летчика, моряка и танкиста». Детям предложены 3 мужские военные профессии.

Необходимо, с помощью мыши указать, какая техника принадлежит летчику, моряку и танкисту.

Разминка.

3-уровень. «Наряди куклу в Русский народный костюм». Из 4-х предложенных национальных костюмов,

детям необходимо найти русский народный костюм.

4-уровень. «Продолжи пословицу». Детям с помощью воспитателя необходимо прочитать начало пословицы

и из предложенных вариантов выбрать ее конец.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. −М.: Перспектива, 2011. −143 с.
  2. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.», М. 2003г. Ковалёва Г.А.
  3. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005.
  4. Кацюба Д.В. История Кузбасса, Изд. 4-е, Кемерово: Кн. изд-во, 1983, 192 с., ил.
  5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 416 с.
  6. Колобков М.Н. Исследователи Кузбасса. Кемерово: Кн. изд-во, 1959. 58 с.
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Красная книга Кемеровской области: Коллектив авторов Издатель Жанр Азия принт, Кемерово, 2012208 (том 1); 192 (том 2) 9. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г
  9. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект. ФГОС ДО. −Волгоград: Учитель, 2015−187 с.
  10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы Матова В.Н. «Краеведение в детском саду СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2014.
  11. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015–2025 годы». — М.: АРКТИ, 2005.
  12. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. — М.: АРКТИ, 2004.
  13. Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 953-954. — URL https: //moluch. ru/archive/132/36707/
  14. Энциклопедия для детей. Том 2. Москва, «Аванта+», 2009г.
  15. Яворский В.И. Очерки по истории геологического исследования Кузнецкого бассейна. — Тр. ВСЕГЕИ, нов. серия, т.69, 1962.

Приложение 1.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год