Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Патриотизм детям
Автор: Дунаева Елена Николаевна   
16.01.2021 22:24

Формирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельностиФормирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Е.Н. Дунаева Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида, структурное подразделение (детский сад) №95 «Росинка»

В настоящее время государственная политика Российской Федерации в сфере образования направлена на воспитательную составляющую образования, нацеленную на развитие личности на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах семьи, общества и государства. В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – законопроект), говорится, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, «государство создаёт условия, для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1, 2]. Дошкольная образовательная организация является начальной ступенью системы образования и призвана сформировать у подрастающего поколения первоначальное представление об окружающем мире, о малой Родине и Отечестве, отношение к природе.

 

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» «патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее России, осознанную выработку собственной позиции, общественно-политических политических процессов в России и мире, осмысление истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности; духовного и нравственного воспитания на основе российских традиционных ценностей» [2, 2].

«Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года» опирается на основные понятия «патриотизма», который на личностном уровне выступает одним из главных, устойчивых характеристик человека, выраженный в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения по отношению к своей большой и малой Родине, проявляющийся в поступках и деятельности; на социальном уровне как норма общественного сознания, позволяющий хранить историческую память, передавать конструктивный социальный опыт от поколения к поколению. Понятие «патриотическое воспитание» данной стратегии направлено на систематическую целенаправленную деятельность семьи, общества, органов власти, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3, 2].

Целью закона «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» является «обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу России, укрепление чувства сопричастности граждан к её истории и культуре, готовности граждан к защите Родины, повышения уровня консолидации общества для устойчивого развития Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян» [4. 1].

Ориентиром по формированию чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. «Познавательное развитие» формирует у детей первичные представления о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [5. 7].

Дошкольный возраст – период, когда закладываются предпосылки будущей гражданской позиции, основы патриотизма, любовь к малой Родине и Отечеству, нравственные основы личности. В этом возрасте дети осознают себя как часть огромного целого, именуемого «народ». Ребенок дошкольного возраста открыт для мира, активен, любознателен, благодаря этим качествам в нем легко воспитать уважительное отношение к Родине, традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории.

Говоря о воспитании гражданственности у детей старшего дошкольного возраста нужно отметить, что «необходимо направить все силы для определения дошкольниками грани между плохим и хорошим; сформировать у него желание, направленное на созидание, самоопределение и развитие таких качеств и ценностей, которые помогли бы ему утвердиться в элементарных гражданских позициях – «Я — гражданин своей Родины» [6. 3].

Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявлен в России «Годом памяти и Славы». Согласно документу «Год памяти и Славы» утвержден в целях сохранения исторической памяти и в ознаменования 75-летия Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов [7. 1]. С целью создания условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств гордости за своё Отечество, восхищения мужеством и героизмом нашего народа, защитившего свою Родину, в нашем детском саду, в течение всего учебного года, был реализован проект «Под салютом Великой Победы».

Технология «метод проектов» позволила погрузиться всем участникам образовательных отношений в познавательно-исследовательскую деятельность. В процессе реализации проекта дети научились отыскивать информацию, пришли к согласию, взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. В познавательно-исследовательской деятельности помогли такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, игровые приемы.

Главным средством отражения исторических событий является музей. Его социокультурная среда становится мощным средством, помогающим детям ощутить принадлежность к своей земле, своему народу. Это ощущение не приходит само по себе, необходимо чуткое руководство взрослого. В течение учебного года были организованы экскурсии, в том числе и виртуальные в Нижнетагильское военно-поисковое методико-воспитательное объединение «Соболь» имени Героя России В. Юрьева, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», музей бронетанковой техники корпорация «Уралвагонзавод», где дети узнали много интересного о событиях Великой Отечественной Войны, о подвиге русского солдата, о мужестве наших прадедов. Воспитанники с большим интересом слушали экскурсовода, задавали вопросы, рассматривая экспонаты.

В ходе реализации проекта, каждый месяц завершался итоговым мероприятием: проведены творческие конкурсы «Военная техника», «Война и мир», «Игрушки войны», «Военный костюм», «Медали и ордена», «Макеты сражения», макет «Парад на Красной площади», военно-патриотическая игра «Зарница», акция «Подарок ветерану», «Письмо ветерану», «Окна Победы». В процессе дистанционных форм взаимодействия прошел цикл видео-бесед «Читаем о войне. Я расскажу вам о Победе», дети приняли участие в поэтическом видео-марафоне, виртуальном конкурсе рисунков «Наш День Победы». Родители поучаствовали в виртуальной Книге памяти «В памяти спасенных поколений», созданы презентации «Улицы Нижнего Тагила, названные в честь героев Советского Союза», «Нижний Тагил – фронту», «Реликвии моей семьи».

Итогом проекта «Под салютом Великой Победы» явилось создание мини-музея «Нам нужен Мир!», где были размещены проекты, выставки рисунков, наглядно-дидактические и демонстрационные пособия, детская художественная литература, видеотека презентаций и детских фильмов, аудиотека песен, макеты: «Битва за Москву», «Парад на Красной площади», «Военная техника», «Кукла в военной форме».

В результате познавательно-исследовательской деятельности, по формированию чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций, была отмечена положительная динамика: у воспитанников уложилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети уважительно относятся к славным защитникам нашей Родины – ветеранам, труженикам тыла и воинам Российской Армии. Воспитанники попытались осознать значимость победы в Великой отечественной войны для нашего народа. Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек. Модель патриотического воспитания дошкольников помогла обеспечить целенаправленное формирование у воспитанников активной позиции, чувство принадлежности к своей стране и ее народу, ценностное отношение к жизни, Родине, людям военного времени и старшему поколению.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федер. закон от 31. 07. 2020 г.№304-ФЗ // Официальный интернет портал правовой информации. – 2020. – 31 июля. – с. 2.
  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: Распоряжение Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» //Рос. газета. – 2015. – 8 июня. – с.2.
  3. «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 г.»: Постановление Правительства Свердл. обл. от 11. 06. 2014 г.№486 – ПП «Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 г.» // Консультант Плюс. – 2014. – 8 сентября. – с.2.
  4. «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области»: Закон Свердл. обл. от 11. 02. 2016г. №11-03. «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской обл.» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской обл. -2016. – 13 февраля. – с.1.
  5. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // — Екатеринбург: Ажур, 2019. – с.7.
  6. Уразбахтина. И.А. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательной организации: ВКР студента: 096-3-1 / И.А. Уразбахтина – Челябинск, 2018. – 3 с.
  7. «О проведении в Российской Федерации года памяти и славы»: Указ Президента Российской Федерации от 08. 07. 2019 №327 «О проведении в Российской Федерации года памяти и славы» //Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. – 2019. – 8 июля. – с.1.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год