Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Патриотизм детям
Автор: Дунаева Елена Николаевна   
16.01.2021 22:24

Формирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельностиФормирование чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Е.Н. Дунаева Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида, структурное подразделение (детский сад) №95 «Росинка»

В настоящее время государственная политика Российской Федерации в сфере образования направлена на воспитательную составляющую образования, нацеленную на развитие личности на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах семьи, общества и государства. В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее – законопроект), говорится, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, «государство создаёт условия, для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1, 2]. Дошкольная образовательная организация является начальной ступенью системы образования и призвана сформировать у подрастающего поколения первоначальное представление об окружающем мире, о малой Родине и Отечестве, отношение к природе.

 

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» «патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее России, осознанную выработку собственной позиции, общественно-политических политических процессов в России и мире, осмысление истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности; духовного и нравственного воспитания на основе российских традиционных ценностей» [2, 2].

«Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года» опирается на основные понятия «патриотизма», который на личностном уровне выступает одним из главных, устойчивых характеристик человека, выраженный в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения по отношению к своей большой и малой Родине, проявляющийся в поступках и деятельности; на социальном уровне как норма общественного сознания, позволяющий хранить историческую память, передавать конструктивный социальный опыт от поколения к поколению. Понятие «патриотическое воспитание» данной стратегии направлено на систематическую целенаправленную деятельность семьи, общества, органов власти, организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3, 2].

Целью закона «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» является «обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу России, укрепление чувства сопричастности граждан к её истории и культуре, готовности граждан к защите Родины, повышения уровня консолидации общества для устойчивого развития Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян» [4. 1].

Ориентиром по формированию чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. «Познавательное развитие» формирует у детей первичные представления о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [5. 7].

Дошкольный возраст – период, когда закладываются предпосылки будущей гражданской позиции, основы патриотизма, любовь к малой Родине и Отечеству, нравственные основы личности. В этом возрасте дети осознают себя как часть огромного целого, именуемого «народ». Ребенок дошкольного возраста открыт для мира, активен, любознателен, благодаря этим качествам в нем легко воспитать уважительное отношение к Родине, традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории.

Говоря о воспитании гражданственности у детей старшего дошкольного возраста нужно отметить, что «необходимо направить все силы для определения дошкольниками грани между плохим и хорошим; сформировать у него желание, направленное на созидание, самоопределение и развитие таких качеств и ценностей, которые помогли бы ему утвердиться в элементарных гражданских позициях – «Я — гражданин своей Родины» [6. 3].

Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявлен в России «Годом памяти и Славы». Согласно документу «Год памяти и Славы» утвержден в целях сохранения исторической памяти и в ознаменования 75-летия Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов [7. 1]. С целью создания условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств гордости за своё Отечество, восхищения мужеством и героизмом нашего народа, защитившего свою Родину, в нашем детском саду, в течение всего учебного года, был реализован проект «Под салютом Великой Победы».

Технология «метод проектов» позволила погрузиться всем участникам образовательных отношений в познавательно-исследовательскую деятельность. В процессе реализации проекта дети научились отыскивать информацию, пришли к согласию, взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. В познавательно-исследовательской деятельности помогли такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, игровые приемы.

Главным средством отражения исторических событий является музей. Его социокультурная среда становится мощным средством, помогающим детям ощутить принадлежность к своей земле, своему народу. Это ощущение не приходит само по себе, необходимо чуткое руководство взрослого. В течение учебного года были организованы экскурсии, в том числе и виртуальные в Нижнетагильское военно-поисковое методико-воспитательное объединение «Соболь» имени Героя России В. Юрьева, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», музей бронетанковой техники корпорация «Уралвагонзавод», где дети узнали много интересного о событиях Великой Отечественной Войны, о подвиге русского солдата, о мужестве наших прадедов. Воспитанники с большим интересом слушали экскурсовода, задавали вопросы, рассматривая экспонаты.

В ходе реализации проекта, каждый месяц завершался итоговым мероприятием: проведены творческие конкурсы «Военная техника», «Война и мир», «Игрушки войны», «Военный костюм», «Медали и ордена», «Макеты сражения», макет «Парад на Красной площади», военно-патриотическая игра «Зарница», акция «Подарок ветерану», «Письмо ветерану», «Окна Победы». В процессе дистанционных форм взаимодействия прошел цикл видео-бесед «Читаем о войне. Я расскажу вам о Победе», дети приняли участие в поэтическом видео-марафоне, виртуальном конкурсе рисунков «Наш День Победы». Родители поучаствовали в виртуальной Книге памяти «В памяти спасенных поколений», созданы презентации «Улицы Нижнего Тагила, названные в честь героев Советского Союза», «Нижний Тагил – фронту», «Реликвии моей семьи».

Итогом проекта «Под салютом Великой Победы» явилось создание мини-музея «Нам нужен Мир!», где были размещены проекты, выставки рисунков, наглядно-дидактические и демонстрационные пособия, детская художественная литература, видеотека презентаций и детских фильмов, аудиотека песен, макеты: «Битва за Москву», «Парад на Красной площади», «Военная техника», «Кукла в военной форме».

В результате познавательно-исследовательской деятельности, по формированию чувства патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций, была отмечена положительная динамика: у воспитанников уложилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети уважительно относятся к славным защитникам нашей Родины – ветеранам, труженикам тыла и воинам Российской Армии. Воспитанники попытались осознать значимость победы в Великой отечественной войны для нашего народа. Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек. Модель патриотического воспитания дошкольников помогла обеспечить целенаправленное формирование у воспитанников активной позиции, чувство принадлежности к своей стране и ее народу, ценностное отношение к жизни, Родине, людям военного времени и старшему поколению.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федер. закон от 31. 07. 2020 г.№304-ФЗ // Официальный интернет портал правовой информации. – 2020. – 31 июля. – с. 2.
  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: Распоряжение Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» //Рос. газета. – 2015. – 8 июня. – с.2.
  3. «Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 г.»: Постановление Правительства Свердл. обл. от 11. 06. 2014 г.№486 – ПП «Об утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 г.» // Консультант Плюс. – 2014. – 8 сентября. – с.2.
  4. «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области»: Закон Свердл. обл. от 11. 02. 2016г. №11-03. «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской обл.» // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской обл. -2016. – 13 февраля. – с.1.
  5. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // — Екатеринбург: Ажур, 2019. – с.7.
  6. Уразбахтина. И.А. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательной организации: ВКР студента: 096-3-1 / И.А. Уразбахтина – Челябинск, 2018. – 3 с.
  7. «О проведении в Российской Федерации года памяти и славы»: Указ Президента Российской Федерации от 08. 07. 2019 №327 «О проведении в Российской Федерации года памяти и славы» //Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. – 2019. – 8 июля. – с.1.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год