Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект сюжетно — ролевой игры патриотического содержания для детей средней группы «Детская поликлиника»
Патриотизм детям
Автор: Соколова Наталия Викторовна   
10.03.2021 10:54

Конспект сюжетно — ролевой игры патриотического содержания для детей средней группы «Детская поликлиника»Конспект сюжетно — ролевой игры патриотического содержания для детей средней группы «Детская поликлиника»

Автор воспитатель: Соколова Н. В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» п. Малиновский

2021 г.

Актуальность проблемы организации этой сюжетно-ролевой игры для патриотического воспитания состоит в том, что становление нравственно-патриотических ценностей и убеждений личности ребенка дошкольного возраста происходит в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности для данного возраста. Именно в совместной игровой деятельности детей создаются предпосылки коллективных взаимоотношений и умений действовать в интересах других. Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста состоит в нравственно-ценностном сюжете, содержании игры и ролевых отношениях, в которых ребенок проявляет нравственно-патриотические чувства, осознает и овладевает нормами нравственного и патриотического поведения. Исполнение роле в игре «Детская поликлиника» предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и развивать патриотические качества – уважение к людям труда, гордость за их нелегкую работу, сопереживание близким людям, заботу о их здоровье. Игра «Детская поликлиника» стимулирует у детей эти чувства и качества. Важно и то, что сюжетно-ролевая игра позволяет корректировать поведение старших дошкольников, делая его все более осознанным и подчиненным нравственным нормам и правилам, принятым в обществе.

Цель: повышать уровень развития игровых умений и качество ролевых диалогов по теме игры.

 

Задачи:

Образовательные:

  • расширять игровые замыслы детей, учить брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
  • вызвать интерес к профессии врача, желание больше узнать о медицинских работниках, дать представление о необходимости бережного отношения к своему здоровью;
  • учить распределять роли и использовать диалогическую речь для подготовки необходимых для игры условий;
  • закреплять навыки ролевого диалога в игре.

Развивающие:

  • развивать способы проявления патриотических чувств в игре;
  • развивать восприятие, мышление, память, внимание, воображение, связную речь, познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции;
  • обогащать речевой опыт детей разнообразными видами дилогических реплик;
  • развивать умение общаться доброжелательно, без конфликтов.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к людям медицинских профессий;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства гуманизма, заботы о близких людях, их здоровье, сопереживания.

Интеграция областей (по ФГОС ДО):

Социально-коммуникативное развитие – воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях.

Речевое развитие – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно-эстетическое развитие – реализация самостоятельной творческой изобразительной и конструктивной деятельности детей по изготовлению атрибутов и оборудования к сюжетно-ролевой игре.

Физическое развитие – развитие общей и мелкой моторики; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Словарная работа: обогащение словаря существительных (главврач, педиатр, медицинская сестра, лекарство, рецепт, градусник, температура, анализы, аппетит, диагноз, лечение и др.); словаря глаголов (жаловаться, чувствовать себя, измерить, проверить, сдать (анализы); словарь антонимов прилагательных (здоровый – больной, хороший – плохой (аппетит), горячий – холодный, активный, бодрый – неактивный, вялый и др.), антонимов наречий (хорошо – плохо, спокойно — беспокойно).

Оборудование:

Реальные предметы: столы, стулья, кушетки.

Игровой материал: кукольные аптечки, куклы.

Таблички с названиями кабинетов: главный врач, педиатр, процедурная.

Для врачей: фонендоскоп, рецепты, белые халаты, шапочки.

Для медсестры: медицинские карты, градусники, белый халат и шапочка, шприцы, баночки, коробочки из-под лекарств.

Демонстрационный материал: плакаты о здоровом образе жизни, о пользе витаминов, о закаливании.

Предварительная работа:

  1. Рассказ воспитателя и беседа о профессии врача, медсестры, о работе врачей разных специальностей (терапевт, педиатр, окулист, хирург, стоматолог и т.д.).
  2. Наблюдение за работой медсестры и врача в детском саду.
  3. Чтение отрывка о докторе из стихотворения Маяковского «Кем быть?», художественной литературы: В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок. К. Чуйковского «Айболит», С. Михалков «Прививка», Чудесная таблетки», Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра».
  4. Рассматривание сюжетных картинок «Работа разных врачей в больнице».
  5. Просмотр мультипликационных фильмов: по мотивам В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок. К. Чуйковского «Айболит».
  6. Приготовление атрибутов, оборудования и материалов для игры в совместной деятельности детей и взрослых (воспитателя, родителей).
  7. Подготовка игровой зоны – развешивание табличек с названием помещений поликлиники, плакатов о здоровом образе жизни, о пользе витаминов, о закаливании, распределение игрового материала, расстановка оборудования и др.

Индивидуальная работа:

Помогать детям изменять ролевое поведение в зависимости от сюжета и договариваться между собой во время игры.

Предложить некоторым детям в процессе игры поменяться ролями.

Стимулирование участия в диалогах: просить задавать вопросы, отвечать на вопросы воспитателя и других детей.

Стимулировать похвалой, словесным поощрением малоактивного ребенка, давать ему советы, подсказки, образец ролевого поведения и реплик.

Гиперактивного ребенка сдерживать, давая ему дополнительные задания по сюжету игры, чтобы он мог направить свою энергию на их выполнение.

Структура и методические приемы.

Структура включает 4 этапа:

  1. мотивационный;
  2. организационный (распределение ролей и обсуждение игровых действий);
  3. основной (проведение игры);
  4. заключительный (рефлексия и подведение итогов).

Методические приемы:

  • игровые (воображаемая ситуация, замысел сюжета, распределение ролей и др.)
  • наглядные (если нужно, то воспитатель может показать, как нужно производить то или иное игровое действие, например, прослушать дыхание пациента, сделать укол и др.)
  • руководство игрой воспитатель осуществляет прямыми и косвенными приемами. Прямое руководство: воспитатель берет на себя роль главврача и прямо указывает детям, исполняющим разные роли, что и как надо делать. Косвенное руководство: воспитатель наблюдает за игрой, дает советы, рекомендации, предлагает разные варианты развития сюжета, хвалит детей.

Воспитатель как ведущая для самостоятельной мотивации игры детей выполняет в игре задачи:

  1. Обучить детей гибкому ролевому поведению при развертывании сюжетной игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.
  2. Учить использовать ролевой диалог.
  3. Помогать детям изменять ролевое поведение в зависимости от сюжета и договариваться между собой во время игры.

Проблема: поддержка детской инициативы и развитие игровых действий при организации сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника» патриотической направленности.

Ожидаемый результат:

  • у детей повысится уровень развития игровых умений и качество ролевых диалогов по теме игры;
  • игровые замыслы детей расширятся, они научатся брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
  • повысится интерес к профессии врача, будет сформировано представление о необходимости бережного отношения к своему здоровью;
  • научатся распределять роли и использовать диалогическую речь для подготовки необходимых для игры условий;
  • дети овладеют способами проявления патриотических чувств в игре;
  • получат дальнейшее развитие восприятие, мышление, память, внимание, воображение, связная речь, познавательный интерес, творческие способности, эмоционально-волевая сфера;
  • дети научатся общаться доброжелательно, без конфликтов;
  • повысится уровень уважительное отношение к людям медицинских профессий и нравственно-патриотических чувств (гуманизм, забота о близких людях, их здоровье, сопереживание).

Примерный план.

  1. Мотивация детей на игру – 1 мин..
  2. Распределение ролей и обсуждение ролевых действия – 2 мин.
  3. Выполнение ролевых действий по сюжету игры – 15 мин.
  4. Рефлексия и подведение итогов игры. Оценки детей, что понравилось, что нужно добавить в игру – 2 мин.

Ход занятия:

1. Мотивация детей на игру – 1 мин..

Воспитатель:

- Дети, отгадайте загадку:

Если со здоровьем плохо,
Чувствуешь себя не важно,
Здесь врачи тебе помогут.
Это здание — … (Больница).

- Молодцы, правильно отгадали.

- Ребятки, я сегодня в Интернете прочитала замечательную новость. В нашем городе (поселке) открылась новая детская поликлиника. Это современное большое здание, в нем работают очень хорошие специалисты: врачи, медсестры.

- Представьте, что мы с вами, сидя в поезде, самолете или на корабле, уезжаем все дальше от дома, и вдруг, у нас заболел зуб, горло, ухо, поднялась высокая температура, конечно, мы можем взять с собой лекарство. Но лучше отправиться в путь здоровым. Для этого надо показаться врачу пройти медицинский осмотр.

– Где это можно сделать?

– Кто работает в детской поликлинике?

– А каких врачей вы знаете?

Ответы детей: педиатр, хирург, ЛОР, окулист, ортопед и т. д.

Воспитатель:

– А давайте, ребята, мы с вами станем врачами, медсестрами и откроем свою детскую поликлинику.

2. Организационный этап – 2 мин..

Центр игры – в группе детского сада.

Распределение ролей.

Воспитатель: В нашей поликлинике главным врачом буду я.

- Что делает главврач?

Ответы детей: главврач будет руководить всеми и проверять работу, он должен быть серьезным, ответственным, умным.

Главврач спрашивает:

– Что делает врач-педиатр? Ответы: смотрит горло, меряет температуру, назначает лечение.

– Что делает врач-окулист? Ответы: проверяет зрение, прописывает очки если нужно, лечит глаза, выписывает капли.

– Что делает врач-хирург? Ответы: проверяет, не болят ли ноги, руки, лечит синяки, ушибы, назначает массаж, лечебную физкультуру.

- У нас есть еще медицинская сестра. Что она делает?

Ответы: Приносит медкарты пациентов, меряет им температуру перед приемом врача. Она делает уколы, прививки, выписывает справки.

Распределение ролей и обсуждение ролевых действий.

Воспитатель просит детей проявить инициативу и назвать роли в игре.

Роли: главврач (воспитатель), педиатр, медсестра, пациенты пришли на прием в поликлинику – мама с дочкой, папа с сыночком (дочка и сыночек – это куклы).

Воспитатель просит детей назвать ролевые действия. Сам добавляет ответы детей в соответствии с таблицей.

Роли Ролевые действия
Главный врач Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.
Педиатр Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение, выписывает рецепты на лекарства. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.

Медсестра

Меряет пациентам температуру перед тем, как впустить их на прием к врачу. Выполняет назначения врача – делает укол, берет анализы. Беседует с больными. Моет инструменты.

Пациенты (родители с детьми. Дети – это куклы)

Приходят на приём к врачу с талоном и медкартой. Рассказывают о состоянии ребенка, показывают, что болит, что беспокоит. Выполняют все советы, назначения врача.

3. Основной этап. Выполнение ролевых действий по сюжету игры – 15 мин.

Главврач объявляет:

– Наша детская поликлиника открывается сегодня. Добро пожаловать. Пациенты берут талоны в регистратуре и расходятся по кабинетам врачей. Занимают очередь. Идут на прием к педиатру.

Около кабинета педиатра медсестра выходит, спрашивает фамилию, имя ребенка (куклы), сколько ему лет. Приносит медкарту, отдает ее врачу. Дает пациентам градусники для измерения температуры перед осмотром врача.

На приеме у педиатра. Мама с дочкой заходят. Мать рассказывает, как чувствует себя ее «ребенок», почему они пришли в поликлинику.

Врач проводит осмотр, ставит диагноз, выписывает лечение и рецепт на лекарства.

Медсестра делает записи в медкарте. По назначению врача ставит укол или берет анализы – в отдельном кабинете.

При окончании осмотра мать с дочкой благодарят врача и медсестру, выходят из кабинета, идут домой. На прием заходит новый пациент – папа с сыночком.

ФРАГМЕНТЫ ИГРЫ С ДИАЛОГАМИ

Пациент заходит в поликлинику сдается свою одежду, берет номерок и проходит в регистратуру.

Пациент:

– Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, талон к врачу (медицинскую карту моего ребенка).

Медсестра:

– Назовите, пожалуйста, фамилию, имя, отчество вашего ребенка, домашний адрес, дату рождения.

Пациент называет данные, берет талон (медкарту) и проходит к кабинету врача. (Медкарту медсестра может сама занести врачу в кабинет).



«Мама» с «ребенком» посещает кабинет терапевта.

Медсестра просит пройти на прием к врачу.

Мама: Здравствуйте.

Врач: Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Что вас беспокоит? Расскажите подробно, не торопитесь.

Мама: Мы собираемся в гости, дорога дальняя. И чтобы не заболеть в дороге я хотела бы, чтобы вы осмотрели моего ребенка.

Врач (осматривает ребенка: проверяет горло, слушает легкие, сердце, измеряет температуру). Говорит: «Вы здоровы, но вам обязательно нужно сделать прививку».

Врач обращается к ребенку: А ты знаешь, для чего нужно делать прививки?

Ответ ребенка.

Врач: Во всем, что нас окружает, много микробов – и полезных и вредных. И чтобы не подхватить опасное заболевание, необходимо делать прививки. Делает прививки процедурная сестра и старается, чтобы никому не было больно. А чтобы вы не болели и всегда были здоровы я, угощу вас витаминами.

Ребенок и мама благодарят врача.



Медсестра просит пройти на прием к врачу.

Пациент: Здравствуйте.

Врач: Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Что вас беспокоит.

Пациент: Я хотел проверить свое зрение.

Врач осматривает пациента, проверяет зрение.

Врач: У вас есть небольшое покраснение, это вызвано переутомлением. Глаза – очень важный и нежный орган. В течение дня глаза устают. Я выпишу вам капли для снятия покраснения и очки для просмотра телевизора, они помогут вашим глазам не переутомляться.

(Медсестра выписывает рецепт, врач ставит печать и свою подпись) Пациент отправляется в аптеку.

Заключительный этап – 2 мин..

Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы:

– Ребята, понравилась вам наша детская поликлиника?

– Врач выполняла свои обязанности добросовестно? Была вежлива с пациентами? А медсестра как работала?

- Тебе понравилась твоя роль в игре?

- Какая роль самая интересная?

- Что нового узнали?

Подведение итогов игры. Дети принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе, ролевые диалоги и совместные действия в игре.

Воспитатель задает вопросы:

- Что понравилось в игре?

- Какую роль хотел (а) бы ты исполнить в следующий раз?

- Что надо добавить в игру?

РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ

Игра можно продолжить в течение 2-3 дней. Постепенно добавляются новые роли – регистратор, который выдает талоны на прием к врачу, врачи-специалисты, медсестра процедурного кабинета, продавец в аптечном киоске, таксист-курьер, который доставляет лекарства и медицинское оборудование в поликлинику, он же может привезти пациентов в поликлинику и отвезти их обратно домой и др.. В соответствии с новыми ролями добавляются игровые атрибуты, пополняется или изменяется предметно-пространственная среда.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год