Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности»
Патриотизм детям
Автор: Мингалиева Марина Александровна   
12.06.2022 07:47

«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности»«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности»

Мингалиева Марина Александровна воспитатель МДОУ «Детский сад № 5» г.о. Саранск

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство Ро-дины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение. Родина – это город, посёлок, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива – семьи. Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка. В процессе общения с родителями, первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни.

Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка. Рождение ребенка – это не только большая радость, но и большая

ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Должно осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей. Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьёй.

Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают такие аспекты, как:

  • Семья (родители, бабушки, дедушки, братья, сёстры и другие родственники)
  • детский сад (в первую очередь воспитатели)
  • общество (сверстники, друзья).

Семья – первый коллектив в жизни ребенка, который оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди, большое значение имеет их любовь и авторитет. Но ребенок воспитывается не толь-ко в семье, а также и в специальной педагогической среде, где с ним работают подготовленные педагоги и воспитание носит научно обоснованный характер. Формирование у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях происходит в процессе сюжетно — ролевых игр. В игровых действиях дети воспроизводят по-ведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к родным.

Исходя из своих наблюдений за детьми группы, я определила для себя цель работы: формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности.

Успешная реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

  • обучать умению инициировать общение, выражать свои мысли и желания, чувства, результаты, аргументировать свою точку зрения
  • развивать умение проявлять интерес друг к другу и своё отношение к другим
  • формировать умение считаться с другими, работать в группе сверстников
  • прививать понятия «малая родина», «Отечество».
  • Обеспечивать помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в проектной деятельности.

В нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Практика сопровождения первоклассников доказала, что, выйдя из стен детского сада, недостаточно эмоционально развитым детям трудно социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого ребёнка, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Для успешного достижения целевых ориентиров ФГОС по социально-коммуникативному развитию дошкольников мною выбрана совместная проектная деятельность. С 2019 года я работаю над реализацией проекта: «Моя дружная семья».

В ходе работы над проектом «Моя дружная семья» воспитанниками были:

  • сформулированы правила дружбы, которые они используют и применяют в повседневной жизни;
  • сформированы у дошкольников знания об уважительном отношении и чувствах принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству я включаю и такие темы: «Неделя добрых дел», «Моя семья», «День объятий», «Что такое доброта» и др.

Так же я планирую рассматривание различных иллюстраций по теме, организацию развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор», «День вежливости».

Провожу этические беседы: «С чего начинается дружба», «Обиженные друзья», «Я самый главный», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь», которые учат детей размышлять и говорить о своих чувствах и чувствах других людей.

Стараюсь организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, включая родителей в педагогический процесс.

Предоставляю родителям возможность понаблюдать за характером взаимодействия своего ребёнка в группе сверстников в ДУ.

На родительских собраниях всегда говорю о первостепенной роли семьи в воспитании ребёнка, о том, что образовательные организации – это помощь родителям. Темы собраний «Семья — самое тёплое место на земле», «Прививать ли трудолюбие дошкольнику?», «Уроки добра или как воспитывать нравственность» вы-звали у родителей неподдельный интерес и побудили к дискуссии.

Одна из любимых форм совместной проектной деятельности – участие семей в разных конкурсах, таких как «Бабань парь», «Фабрика Деда Мороза», «Моя мама рукодельница», «День здоровья», «Пасхальная мастерская». Видимый результат совместной творческой деятельности, радость победы.

Используя в работе с детьми такие традиционные формы, как чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений о семье, Родине, дружбе, так же стараюсь максимально вовлечь родителей: предлагаю детские книги для чтения дома, даю рекомендации по подбору литературы, просмотру мультфильмов и составлению фонотеки по данному направлению.

Результатом проведённой работы по формированию у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству в ходе проектной деятельности являются работы и фильмы, созданные совместно дошкольниками, их родителями и педагогами ДОУ. Прослеживается положительная динамика в социально- коммуникативном развитии воспитанников, дети научились слушать своего собеседника, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; договариваться, считаться с мнением других, работать в группе сверстников; имеют представления о малой Родине, Отчизне, проявляют инициативу и самостоятельность в совместной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год