Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К РОДНОМУ ГОРОДУ — НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Патриотизм детям
Автор: Нестерова Юлия Сергеевна   
03.06.2023 22:55

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К РОДНОМУ ГОРОДУ — НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К РОДНОМУ ГОРОДУ — НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нестерова Юлия Сергеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 55» г. Нижний Новгород

Аннотация. Статья посвящена изучению формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к родному городу, району.

Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегией, Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). В статье представлена педагогическая работа по воспитанию у дошкольников любви к Отчизне, которая начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек, к городу Нижнему Новгороду, Автозаводскому району.

Ключевые слова: старший дошкольник, патриотизм, воспитание, Родина, город, район, интерес, народ, самостоятельность, игра.

 

«Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению» В.В. Путин

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»

Поправка в Конституции РФ: «…дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственно-патриотическому и интеллектуальному развитию детей»

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и патриотические чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим районом, городом, страной, народом.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В связи со всем вышеперечисленным, мною была поставлена цель:

  • Способствовать патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного через приобщение к познанию родного города — Нижнего Новгорода, Автозаводского района.

Задачи работы:

  1. Способствовать расширению представлений о родном городе Нижнем Новгороде, родном Автозаводском районе
  2. Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе, государственным символам
  3. Продолжать формировать знания о нижегородцах, прославивших нашу Родину
  4. Способствовать становлению родителей партнерами образовательного процесса по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей
  5. Создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие патриотического воспитания детей

Для решения этих задач мы использовали Основную общеобразовательную программу нашего детского сада, изучили нормативно — правовые документы и научно-методическую литературу:

В работе с детьми проводились следующие этапы

  • подготовительный;
  • организационный;
  • аналитический.

Подготовительный этап.

Цель: анализ и выявление проблем по формированию у детей качеств нравственно-патриотического характера, планирование системы работы с детьми.

Изучая ФОП ДО, педагогическую литературу, мы выяснили, что воспитание патриота своей Родины, самостоятельной личности, невозможно без расширения представлений ребенка о родном городе, культуре своего народа (праздники, традиции, народно-прикладное искусство, музыкальный фольклор).

ФОП ДО о патриотическом воспитании говорится: «Развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания»

Также, в содержание патриотического воспитания входит приобщение детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. (ФОП ДО)

Нами было определено содержание работы, позволяющее оценить те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с новыми требованиями ФОП ДО.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать достопримечательности, герб и символы своего города. Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы представления об основных исторических событиях, связанных с городом, его выдающихся личностях и героях. В-третьих, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

Мы провели диагностику. По результатам диагностики мы выявили, что большинство детей затрудняются назвать достопримечательности города, улицы и площади города. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, односложная, редко используется речь — доказательство, речь — объяснение, сложные предложения. Мы решили, что необходимым условием для воспитания патриотизма детей является подбор игрового оборудования, дидактического материала, иллюстраций и экспонатов и ИКТ по данной теме.

Для решения задач по патриотическому воспитанию в нашей группе мы предложили детям материал и оборудование для постоянного осуществления самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, фотоальбомы, иллюстрации). Расширили книжный уголок, уголок для рисования. Мною были созданы презентации: «Значимые места Нижнего Новгорода», «Нижегородский Кремль», «Нижегородская Ярмарка», «Автозаводский район, в котором я живу», «Профессии работников детского сада» и т.д.

В начале года мы провели работу с родителями. Познакомили их с программой и задачами, которые будем решать в течение года. Сумели заинтересовать их нашей работой и ее результатами. При этом родители у нас являются равноправными участниками образовательного процесса.

Организационный этап. Цель: организовать и провести систему работы по патриотическому воспитанию детей.

На данном этапе мы провели с детьми:

  1. Тематические беседы «Нижний Новгород — мой город», «Валерий Чкалов – наш герой», «Нижегородская ярмарка» (чтобы помочь каждому ребёнку понять связь времён, историю своего города, вызвать чувство гордости за своих предков). Родители активно включились в эту работу и дома рассказывали своим детям об истории родного города, о своих впечатлениях, делились знаниями;
  2. Подвижные игры ( «Самолеты», «Летчики»), игры-драматизации, экскурсии к памятникам нашего города;
  3. Рассматривание фотографий, альбомов и буклетов «Мой город», «Мой район», «Старый Нижний». Основной целью проводимой работы являлось воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Для этого мы собирали, анализировали и довели до детей интересную информацию о нашем городе, создав фото альбом «Интересные места родного края». Вместе с родителями сделали фотоколлаж «Любимые места моего города». Использовали дидактические пособия и дидактические игры: «Нижегородский кремль», «Улица, на которой я живу», «Достопримечательности города и района», «Великие люди нашего края», «ГАЗ – завод известный на всю страну», а также карты и атлас города Нижнего Новгорода, альбомы и открытки с видом города и планом Кремля, улицами города и нашего района;
  4. Слушали музыкальные произведения патриотического характера (гимн города, марш «Прощание славянки», «Священная Война», «День Победы», «Катюша»), что способствует более глубокому проникновению патриотических чувств в сердца детей;
  5. Проводили занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, речевому развитию, художественному творчеству, а так же самостоятельную игровую деятельность;
  6. Беседы и занятия с детьми были подкреплены иллюстративным материалом, музыкальными композициями, художественным словом (чтение произведений русских писателей о Родине, о народе, о красоте русской природы, русские народные сказки; разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о Родине; народные игры и хороводы).
  7. Организация и реализация проектной деятельности «Мой любимый край — Нижний Новгород»

Аналитический этап. Цель: проанализировать промежуточные результаты работы по патриотическому воспитанию детей и ознакомлению их с родным городом – Нижним Новгородом, определить дальнейшие перспективы.

Проведя повторную педагогическую диагностику по тем же параметрам, мы выяснили, что уровень знаний у детей в результате системной работы повысился.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что дети:

  1. Познакомились с прошлым и настоящим города, с его достопримечательностями, с творчеством и свершениями прославленных земляков;
  2. Изучили наиболее значимые события в жизни города от его основания и до сегодняшних дней;
  3. Осознают значения бережного отношения к памятникам прошлого, проявляют заботу о родном городе, районе;
  4. Проявляют интерес к выставкам рисунков, фотографий своих семей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Хотелось бы закончить статью высказыванием великого педагога В. Сухомлинского, мнение которого я разделяю полностью — «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Используемая литература

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29. 12. 2012
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -М.: Центр педагогического образования, 2014.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  4. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., «Мозаика-Синтез», 2015.
  5. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: «Мозаика-Синтез», 2014.
  7. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
  8. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
  9. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Сфера, Москва, 2019 г.
  10. ФОП ДО Приказ от 25. 11. 2022 № 1028
  11. Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП, СПб. -2023 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год