Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К РОДНОМУ ГОРОДУ — НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Патриотизм детям
Автор: Нестерова Юлия Сергеевна   
03.06.2023 22:55

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К РОДНОМУ ГОРОДУ — НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К РОДНОМУ ГОРОДУ — НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нестерова Юлия Сергеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 55» г. Нижний Новгород

Аннотация. Статья посвящена изучению формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к родному городу, району.

Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Стратегией, Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). В статье представлена педагогическая работа по воспитанию у дошкольников любви к Отчизне, которая начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек, к городу Нижнему Новгороду, Автозаводскому району.

Ключевые слова: старший дошкольник, патриотизм, воспитание, Родина, город, район, интерес, народ, самостоятельность, игра.

 

«Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению» В.В. Путин

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»

Поправка в Конституции РФ: «…дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственно-патриотическому и интеллектуальному развитию детей»

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и патриотические чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим районом, городом, страной, народом.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В связи со всем вышеперечисленным, мною была поставлена цель:

  • Способствовать патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного через приобщение к познанию родного города — Нижнего Новгорода, Автозаводского района.

Задачи работы:

  1. Способствовать расширению представлений о родном городе Нижнем Новгороде, родном Автозаводском районе
  2. Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе, государственным символам
  3. Продолжать формировать знания о нижегородцах, прославивших нашу Родину
  4. Способствовать становлению родителей партнерами образовательного процесса по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей
  5. Создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие патриотического воспитания детей

Для решения этих задач мы использовали Основную общеобразовательную программу нашего детского сада, изучили нормативно — правовые документы и научно-методическую литературу:

В работе с детьми проводились следующие этапы

  • подготовительный;
  • организационный;
  • аналитический.

Подготовительный этап.

Цель: анализ и выявление проблем по формированию у детей качеств нравственно-патриотического характера, планирование системы работы с детьми.

Изучая ФОП ДО, педагогическую литературу, мы выяснили, что воспитание патриота своей Родины, самостоятельной личности, невозможно без расширения представлений ребенка о родном городе, культуре своего народа (праздники, традиции, народно-прикладное искусство, музыкальный фольклор).

ФОП ДО о патриотическом воспитании говорится: «Развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания»

Также, в содержание патриотического воспитания входит приобщение детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. (ФОП ДО)

Нами было определено содержание работы, позволяющее оценить те знания и представления, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с новыми требованиями ФОП ДО.

Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать достопримечательности, герб и символы своего города. Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы представления об основных исторических событиях, связанных с городом, его выдающихся личностях и героях. В-третьих, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

Мы провели диагностику. По результатам диагностики мы выявили, что большинство детей затрудняются назвать достопримечательности города, улицы и площади города. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, односложная, редко используется речь — доказательство, речь — объяснение, сложные предложения. Мы решили, что необходимым условием для воспитания патриотизма детей является подбор игрового оборудования, дидактического материала, иллюстраций и экспонатов и ИКТ по данной теме.

Для решения задач по патриотическому воспитанию в нашей группе мы предложили детям материал и оборудование для постоянного осуществления самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, фотоальбомы, иллюстрации). Расширили книжный уголок, уголок для рисования. Мною были созданы презентации: «Значимые места Нижнего Новгорода», «Нижегородский Кремль», «Нижегородская Ярмарка», «Автозаводский район, в котором я живу», «Профессии работников детского сада» и т.д.

В начале года мы провели работу с родителями. Познакомили их с программой и задачами, которые будем решать в течение года. Сумели заинтересовать их нашей работой и ее результатами. При этом родители у нас являются равноправными участниками образовательного процесса.

Организационный этап. Цель: организовать и провести систему работы по патриотическому воспитанию детей.

На данном этапе мы провели с детьми:

  1. Тематические беседы «Нижний Новгород — мой город», «Валерий Чкалов – наш герой», «Нижегородская ярмарка» (чтобы помочь каждому ребёнку понять связь времён, историю своего города, вызвать чувство гордости за своих предков). Родители активно включились в эту работу и дома рассказывали своим детям об истории родного города, о своих впечатлениях, делились знаниями;
  2. Подвижные игры ( «Самолеты», «Летчики»), игры-драматизации, экскурсии к памятникам нашего города;
  3. Рассматривание фотографий, альбомов и буклетов «Мой город», «Мой район», «Старый Нижний». Основной целью проводимой работы являлось воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. Для этого мы собирали, анализировали и довели до детей интересную информацию о нашем городе, создав фото альбом «Интересные места родного края». Вместе с родителями сделали фотоколлаж «Любимые места моего города». Использовали дидактические пособия и дидактические игры: «Нижегородский кремль», «Улица, на которой я живу», «Достопримечательности города и района», «Великие люди нашего края», «ГАЗ – завод известный на всю страну», а также карты и атлас города Нижнего Новгорода, альбомы и открытки с видом города и планом Кремля, улицами города и нашего района;
  4. Слушали музыкальные произведения патриотического характера (гимн города, марш «Прощание славянки», «Священная Война», «День Победы», «Катюша»), что способствует более глубокому проникновению патриотических чувств в сердца детей;
  5. Проводили занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, речевому развитию, художественному творчеству, а так же самостоятельную игровую деятельность;
  6. Беседы и занятия с детьми были подкреплены иллюстративным материалом, музыкальными композициями, художественным словом (чтение произведений русских писателей о Родине, о народе, о красоте русской природы, русские народные сказки; разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о Родине; народные игры и хороводы).
  7. Организация и реализация проектной деятельности «Мой любимый край — Нижний Новгород»

Аналитический этап. Цель: проанализировать промежуточные результаты работы по патриотическому воспитанию детей и ознакомлению их с родным городом – Нижним Новгородом, определить дальнейшие перспективы.

Проведя повторную педагогическую диагностику по тем же параметрам, мы выяснили, что уровень знаний у детей в результате системной работы повысился.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что дети:

  1. Познакомились с прошлым и настоящим города, с его достопримечательностями, с творчеством и свершениями прославленных земляков;
  2. Изучили наиболее значимые события в жизни города от его основания и до сегодняшних дней;
  3. Осознают значения бережного отношения к памятникам прошлого, проявляют заботу о родном городе, районе;
  4. Проявляют интерес к выставкам рисунков, фотографий своих семей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Хотелось бы закончить статью высказыванием великого педагога В. Сухомлинского, мнение которого я разделяю полностью — «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Используемая литература

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29. 12. 2012
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -М.: Центр педагогического образования, 2014.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  4. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., «Мозаика-Синтез», 2015.
  5. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
  6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: «Мозаика-Синтез», 2014.
  7. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
  8. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.
  9. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Сфера, Москва, 2019 г.
  10. ФОП ДО Приказ от 25. 11. 2022 № 1028
  11. Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП, СПб. -2023 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год