Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Под одним небом»
Патриотизм детям
Автор: Герлинг Елена Александровна Жеребцова Лариса Юрьевна Григорян Нелли Варужановна   
25.12.2023 21:06

Дополнительная общеобразовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Под одним небом»Дополнительная общеобразовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Под одним небом»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. 1. Пояснительная записка

Актуальность

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Никакие социально-экономические и политические реформы в России не могут быть успешно реализованы без нравственно-патриотических чувств каждой отдельной личности и общества в целом.

Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов
  • формирование общей культуры и межличностных отношений.

Скачать программу

Ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно-нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Множество негативных явлений среди молодых родителей, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Погруженный в технократию мир пред-лагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, — способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.

Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых и мистикой.

В последующем лишенная традиционных нравственно-патриотических ориентиров и ценностей жизнь ребенка превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и даже садистским.

Неполноценное, а то и искаженное нравственно-патриотическое воспитание ребенка является причиной деформаций его социального раз-вития. И эта опасность усиливается тяжелейшим нравственным кризисом, который переживает современное российское общество.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города, региона.

Отсюда вытекают следующие проблемы:

  • какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю

-какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Проблему патриотического воспитания детей многие дошкольные учреждения пытаются решить с помощью различных программ: созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема: «Истоки», «Детство», но есть среди них и такие, кто действует самостоятельно: «Наследие», «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры», «Открой себя», «Москвичек» и другие.

Анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о разработанности проблем включения основ краеведения в практику дошкольных учреждений. Авторы региональных краеведческих программ Алифанова Г.Т., Бибикова Н.В., Серова З.А. и др. (Санкт – Петербург); Алешина Н.В. и др. (Москва); Никитина С.В., Тимонина О.Ю. и др. (Великий Новгород) едины во мнении, что в патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать необходимость формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

В содержании программы, по которой работает наш детский сад, патриотическое воспитание осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе «Дошкольник входит в мир социальных отношений» формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе «Ребенок открывает мир природы» осуществляется обогащение личного опыта, положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов. Программа предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей.

Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию дошкольников.

Педагоги ищут разные пути и подходы к решению проблем патриотического воспитания. Особенно сегодня, когда родители заняты зарабатыванием денег, они фактически самоустранились от процесса воспитания своих любимых чад. Дети же чаще общаются не со своими друзьями и родными, а с героями компьютерных игр. И всё-таки необходимо, чтобы наши компьютеризированные дети помнили о своих корнях – своих предках, своих семейных традициях, чтобы не канула в Лету та тонкая ниточка, что связывает прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.

Следует учитывать, что родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России. Они обладают своей культурой, обычаями и традициями. Город Новокузнецк не является для них родиной. А их дети, хотя и живут здесь часто с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем регионе.

Данные социального опроса позволили увидеть проблемы со стороны всех участников образовательного процесса. И педагоги, и дети, и родители не достаточно умеют критически мыслить, действовать для изменения социальной действительности; не всегда терпимы к инакомыслию и толерантны; не умеют руководствоваться демократическими ценностями, не имеют навыков достаточных знаний гражданского поведения.

Поэтому и назрела необходимость создания программы по воспитанию нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному городуНовокузнецку – «Городу трудовой доблести».

В программе «Под одним небом» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, региона, жизнью и бытом людей; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; богатством Сибирской земли и их значением на современном этапе.

Программа разработана в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования, реализующейся в МБ ДОУ «Детский сад № 43», в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25ноября 2022), (далее ФОП ДО), основной целью, которой является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Основанием для разработки Программы служат:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г.

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в МБ ДОУ «Детский сад № 43» и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности через любовь к родному краю и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Программа состоит из 4 разделов:

I раздел “Семейный очаг и традиции”

II раздел «Город, в котором я живу».

III раздел “Где мы живем? ”

IV раздел “Жизнь по законам добра”

Данные разделы занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым.

Место реализации программы – детский сад и семья.

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: игра, беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

1. 2. Цели и задачи реализации Программы.

Основная цель Программы -формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи

  1. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.
  2. Расширять представления детей о географическом положении, истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.
  3. Воспитать уважение к национальной самобытности и традиционным ценностям.
  4. 3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

Принцип целенаправленности — воспитание нравственности требует осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей — Воспитание любого нравственного качества во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.

Принцип культуросообразности — В процессе воспитания нравственности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Этот принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира.

Принципы связи воспитания морально-этических норм с жизнью — Воспитание нравственности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия в мире.

Принцип уважительного отношения к личности — Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса.

Принцип опоры на положительное в ребенке — Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания нравственности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Рабочая программа основана на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации

2. Системно-деятельные подходы:

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности

- овладение культурой — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

1. 4. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Планируемые результаты реализации Программы:

  • положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
  • создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе
  • обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада

-повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.

Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка, с целью определения дальнейших перспектив его развития.

Планируемые результаты освоения Программы являются предпосылкой для формирования у детей целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; может выражать свои мысли и желания; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив; владеет основными движениями; может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, семейном быте, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу; активно участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО; имеет представление о малой родине, названии населенного пункта, улицы, на которой живет, некоторых памятных местах.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, чтотакое хорошо и что такое плохо, стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год