Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Патриотизм детям
Автор: Волошина Полина Александровна   
27.12.2023 08:42

Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

По результатам исследования педагогов и психологов, дошкольный возраст это благоприятное время для начала нравственно — патриотического воспитания, поскольку ребенку пяти – семи лет присуща эмоциональная отзывчивость, внушаемость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему, впечатлительность.

Воспитание нравственно — патриотических чувств у детей может осуществляться с помощью разнообразных приемов и средств, но непременно необходимо учитывать психологические особенности детей данного возраста (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных и общественных явлений и пр.). Основой формирования у ребенка — дошкольника любви к своей Родине является накопление им социального опыта, знакомство с достопримечательностями своего города, с окружающей природой, знакомство с государственной символикой и т.д. Одним из эффективных средств нравственно — патриотического воспитания ребенка — дошкольника можно считать сюжетно — ролевую игру. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, именно она помогает формировать определенные отношения к окружающему миру, к жизни и деятельности ближайшего социума, так как именно в игре дошкольника по-своему отражается окружающая действительность. Благодаря содержанию игры у ребенка есть возможность осознать мотивы, цели труда взрослых, имитировать их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому очень важно помогать детям расширять тематику игр, развивать их содержание на основе углубления социальных знаний детей старшего дошкольного возраста.

 

Конечно, не каждая игра развивает нравственно — патриотические чувства ребенка. Справиться с данной задачей по силам только «хорошей» игре.

Ряд ученых исследовавших дошкольное детство выделяют следующие критерии, которые характеризуют «хорошую» игру. Важнейшими из них стали:

  • увлеченность игрой детей дошкольного возраста, (проявляется длительностью пребывания во взятой на себя роли, соответствию поведения взятой роли взрослого и т.д.);
  • содержательность целей сюжетно — ролевой игры;
  • разнообразие сюжетов и ролей (желание исполнить роль взрослого в разнообразных его занятиях);
  • проявление нравственных чувств (сопереживание товарищам, радость от общения со сверстниками, от достигнутых в ходе игры результатов).

Одним из вариантов сюжетно — ролевой игры по нравственно — патриотическому воспитанию может стать игра «Мы космонавты».

Цель данной игры: формирование умений обобщать и творчески отражать в сюжетно — ролевой игре полученные знания о профессии космонавта.

Задачи:

  • побуждать к содержательному общению друг с другом;
  • закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей;
  • учить согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведения в соответствии с сюжетом игры;
  • учить детей увеличивать количество объединяемых сюжетных линий;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе;
  • воспитывать нравственно – патриотические чувства;
  • способствовать социализации детей через сюжетно — ролевую игру, учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта.

На подготовительном этапе воспитатель проводит беседы с дошкольниками о космических профессиях, о личных качествах, которыми необходимо обладать космонавту. Также на этом этапе изготавливаются необходимые атрибуты для игры: космические скафандры (изготовленные с помощью воспитателя и родителей), пульт управления космическим кораблем, карты полетов, медицинское оборудование для осмотра космонавтов, модули для постройки ракеты, космическое питание, Российский флаг и др.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми намечает примерный сюжет игры «Полет в открытый космос», который может включать следующие эпизоды: тренировки космонавтов, сдача экзаменов на готовность к полету, осмотр медиком, посадка космонавтов в ракету, запуск корабля, работа в открытом космосе, передача сообщений с борта корабля, управление полетом корабля с Земли, приземление, встреча на Земле, послеполетный медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета. Затем воспитатель может предложить детям сконструировать космический корабль, ракету из имеющегося строительного материала. При сооружении выделяются части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления). Придумывание и создание эмблемы отряда космонавтов может также стать интересным эпизодом игры. Можно организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему и тд.

Важным является то, что педагог дает детям самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, призывая ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания.

Уровень развития детской сюжетно — ролевой игры напрямую зависит от руководства педагога, который приобщает детей к социальной жизни взрослых людей, передавая детям свой жизненный и нравственный опыт. От правильно разработанных сюжетно — ролевых игр во многом зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание. В ходе проведения сюжетно — ролевых игр возможно осуществлять воспитание патриотических чувств: чувства привязанности к своей семье, дому, чувства гордости за город, в котором родился и живёшь, за свой народ и, конечно же, за свою страну.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год