Проект «Нижний Новгород — моя Родина» к курсу «Народная культура в формировании личности дошкольника» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Савинова Ольга Викторовна | |||
20.04.2024 21:42 | |||
Проект «Нижний Новгород — моя Родина» к курсу «Народная культура в формировании личности дошкольника» Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» проект предназначен для детей подготовительной к школе группы Характер проекта: долгосрочный Выполнила: Савинова Ольга Викторовнавоспитатель МБДОУ «Детский сад №247» Ленинского района города Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород Актуальность: В последнее время в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе общественного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; все чаще отличаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни, в связи с чем у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому нашей страны. В период, когда Россия находится в непростых отношениях с мировыми государствами и на планете складывается трудная политическая ситуация, как никогда важно уделять особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Современный ребенок живет в мире, где утрачиваются духовно–нравственные ценности, происходит разложение идеи патриотизма, гражданской ответственности. В этих условиях, несомненно, возникает необходимость формирования у детей нравственно-патриотических представлений о родной стране. Концепция дошкольного образования подчеркивает необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма и нравственности. Известна истина: что заложено в начале жизни-остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями. Нам, педагогам и родителям, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств у детей. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и уважения к своей семье, к своей земле, к своему народу, к своей Родине. Семью называют "школой чувств". Именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира. Микроклимат в семье, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям-все это оказывает неизгладимое впечатление на ребенка, формирует его нравственный мир. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, приобщение к культурным ценностям, посещение выставок, музеев. Современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Анализируя опыт работы по данной теме, я заметила, что наибольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей семьи, города, достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Тема моей работы сформировалось на основе современных исследований, которые убеждают, что период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма: маленького ребёнка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения. Объект и предмет проекта: история и достопримечательности города Нижнего Новгорода Цель проекта: «Формирование нравственно-патриотических чувств детей 6-7 лет средствами музейной педагогики» Задачи:
Время выполнения: 1 год Участники проекта: дети 6- 7 лет (подготовительная к школе группа) Проект предусматривает активное участие родителей, воспитателей. Предполагаемый результат проекта:
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. Риски:
|