Конспект ООД посвящённой 80 годовщине полного освобождению Ленинграда от фашистской блокады в старшей группе «СКАЗКА» на тему: «Блокада Ленинграда». |
Патриотизм детям | |||
Автор: Мишко Ольга Евгеньевна | |||
19.04.2024 18:05 | |||
Конспект ООД посвящённой 80 годовщине полного освобождению Ленинграда от фашистской блокады в старшей группе «СКАЗКА» на тему: «Блокада Ленинграда». ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №89 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Воспитатель: Мишко О.Е. — Санкт-Петербург- 2024 Цель:
Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах; познакомить ребят с понятием блокада. Развивающие: развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память дошкольников, коммуникативные навыки.
Воспитательные: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Актуальность: тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Из поколения в поколение мы должны передавать память о тех трагических днях. Трагедия блокады навсегда изменила судьбы не только участников тех событий, но и последующих поколений. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков! Оборудование: презентация по теме; песня «Священная вона» (сл. В.И. Лебедева-Кумача, муз. А.В. Александрова), «Ленинградский метроном», стакан с водой, кусок хлеба весом в 120грамм и ватман, клей, гуашь. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Предварительная работа: Подбор материала. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
Пособия: презентация, картинки о блокаде, музыкальные композиции. Ход занятия: Ведущий: Сегодня 27 января 2024года. Чем знаменателен этот день для всех россиян? (ответы детей). 27 января — это светлый день, мы отмечаем памятную дату — День полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады. Сейчас город Ленинград называется Санкт-Петербург. - Кто знаете, что обозначает слово "Блокада"? (ответы детей). Не все знают, что обозначает слово — "Блокада". Вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об этом и уже никогда не забывать, потому что это очень важно для всех нас россиян. 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Началась Великая Отечественная война! СТИХИ ДЕТЕЙ Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили — Алеша Что началася война. Война началась на рассвете Чтоб больше народу убить. — Энри Спали родители, спали их дети Когда стали Киев бомбить. Вздрогнут колеса вагона, Поезд помчится стрелой, — Максим Ты мне с перрона — я с эшелона Грустно помашем рукой. Пройдут года, Я снова увижу тебя, — Лера Ты улыбнешься, К сердцу прижмешься, Вновь поцелуешь меня. Летней ночью, на рассвете, Гитлер дал войскам приказ И послал солдат немецких — Муслим Против русских, против нас. И грозные тучи фашисткой блокады Извергдись над городом Ленинградом. Слайд 2 (Голос Ю.Левитана о начале войны 22. 06. 41г., звучит запись песни «Вставай страна огромная») Ведущий: На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война… Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они рыли окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками, вели бой, но в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали своих близких и родных и пели песни. Песня: «КАТЮША» Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй! Тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. - Посмотрите, КАРТА, на что это похоже? (КРУГ. КОЛЬЦО) Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г. И длилась 900 дней, почти 3 года. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Давайте встанем и сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады А потом пойдем ближе к друг другу, Обнимемся и согреем друг друга своим теплом, поднимем руки вверх и помашем ими. Садимся. СТИХИ: - Фанерой забито наше окно -Лера В городе тихо, очень темно Звук самолетов слышен Низко летят над крышей.
Шепчу понятное маме. Мама мне страшно Мама 125 и больше не грамма Свой хлеб разрезает мама и делит его пополам. Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. И всё, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные. Покрылись грядками Исаакиевский собор и Марсово поле, и Летний сад изголодавшихся ленинградцев, чтобы не умереть с голоду. Даже тогда работали заводы и с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, симфонии Шостаковича, стихи. Работал МЕТРОНОМ, сердце Ленинграда – который своим звучанием напоминал, что ГОРОД жив!!! Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Каждую ночь слышался гул самолётов, разрывы бомб. Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Там стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Однажды учительница задала классу вопрос: -Что зимой падает с неба? А ученик сказал: Бомбы, осколки, снаряды и кирпичи. И никто не вспомнил о снеге… -Как бы вы ответили? Физкультминутка «С неба падают снежинки» С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. (Руки вверх, подтягиваемся и ловим снежинки.) Будем их ловить руками, И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, (Повороты вправо-влево) Снегом замело дороги. -Какой праздник мы отмечаем зимой? Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Взрослые совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник. СТИХИ: В блокадные дни, Под обстрелом в снегу Не сдался, не сдался — Сима Наш город врагу. Здесь гордые, Смелые люди живут, — ЛИЗА И ценится всюду Их доблестный труд. И днем, и ночью шла бомбёжка, И днём, и ночью шёл обстрел. На клумбах не цветы росли – картошка. — ВЕРА Здесь каждый был голодный, есть хотел. 120 грамм простого хлеба - Вот весь был детский рацион. — Энри Никто два года сытым не был, И много кто был погребён. И только Ладога спасала, Когда стояли холода. — Лера Тогда «Дорогой жизни» звала Её народная молва. Ведущий: Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили. В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось. Вот что писала девочка Таня Савичева,. Давайте вслушаемся в эти скупые и страшные слова. МЕТРОНОМ (включить)!!!! Женя умерла 28 декабря 12-50 часов1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа 1942 года. Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Ведущий: И все-таки жители блокадного Ленинграда нашли выход! По льду Ладожского озера везли в Ленинград хлеб! "Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Знали фашисты про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была еще опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался. Машина с уходила под воду и тонула. Стихи: В блокадные дни под обстрелом в снегу, не сдался, не сдался наш город врагу. – Миша Здесь гордые, смелые люди живут, и славится всюду их доблестный труд! Ведущий: Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим! Многие здания в освобожденном городе были разрушены, давайте попробуем их восстановить. Пальчиковая гимнастика: Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы. (Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.) Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых. (Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.) Два гвардейца – храбреца! Два сметливых молодца! (Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.) Два танкиста-удальца! (Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.) Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! (Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.) Два мизинца – коротышки – Очень славные мальчишки! (Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.) Гимнастика для глаз: «СОВА И ЛИСА» На сосне сидит сова, Перемещают взгляд вверх-вниз. Под сосной стоит лиса.. Выполняют круговые вращения На сосне сова осталась. Глазами сначала по часовой стрелке, затем — против нее. Под сосной лисы не стало. * Игра: «Разрезные картинки» На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчвс установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо блокады». За мужество и героизм наш город получил звание «Города – героя». Подвиг наших людей мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины. ДА, ребята, кольцо блокады разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще год и только 9 мая 1945 года она закончилась. В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют! Рефлексия: Ребята, мы с вами узнали, сегодня много нового, вы большие молодцы! Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то, что вам больше всего понравилось, запомнилось и осталось в вашем сердце. Мы создадим альбом из ваших рисунков и будем прказывать его всем нащим гостям. На салфетках детям раздают по куску хлеба. Дети садятся рисовать под песню «Алые закаты».
|