Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников |
Патриотизм детям | |||
Автор: Яковлева Галина Николаевна Высоцкая Галина Владимировна | |||
09.12.2024 05:55 | |||
Сказка как средство патриотического воспитания дошкольников
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма — эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народная мудрость, воспитывающая в детях гордость за свой народ, заключена в интересном выразительном слове – сказках. Сказка – это духовное богатство культуры, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Так какие же полезные уроки может извлечь ребенок из сказки? Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Очень трудно перечислить все, чему учат сказки. Их вклад в воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен. Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. В сказках мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети и воспринимают. Сказки обладают притягательной силой и позволяют воспитанникам свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. В процессе своей работы с детьми мы пришли к выводу, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Мы сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети уже продолжают. Называется «Сочинение сочиненного». В таких случаях фантазии нет предела. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только познавательные процессы, но и умение строить сложные предложения, диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. А так же драматизировать сказку, передать действиями сказку. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей. Научившись рассказывать, передавать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Большой вклад для приобщения детей к русской культуре вносит работа с родителями. Их помощь в изготовлении альбомов, иллюстраций к сказкам, персонажей и декораций для театральной деятельности, а также создание в группе библиотеки сказок, неоценима. Дети с желанием слушают сказки, как в детском саду, так и дома. Любовь к сказкам постоянно возрастает, расширяя кругозор детей и интерес к истории русского народа, к его истокам. Хочется, чтобы чтение или рассказывание русских народных сказок стало доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовать воспитанию патриотизма у дошкольников. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера. Литература:
|