«Патриотическое воспитание детей через проектную деятельность» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Сарина Ольга Владимировна | |||
09.12.2024 09:29 | |||
«Патриотическое воспитание детей через проектную деятельность» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Сарина Ольга Владимировна. Работаю в должности воспитателя 13 лет ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода» г. Нижний Новгород Разрешите представить Вашему вниманию опыт моей работы на тему: «Патриотическое воспитание детей через проектную деятельность» Президент России Владимир Путин назвал патриотизм единственной национальной идеей в России. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Современные условия жизни привели к ослаблению духовных связей между поколениями. Дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. Современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, промыслах о родном крае, особенностях русских традиций В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Не читать Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагогиД. С. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Поэтому Целью моей работы стало: Организовать проект по формированию познавательного интереса к истокам русской народной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики. Для достижения цели я выделила следующие задачи, которые вы видите на экране (задачи не зачитывать)
Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, патриотических чувств Средствами народной педагогики являются:
Моя работа по формированию познавательного интереса к истокам русской народной культурыпроводилась в следующих направлениях:
С активным участием родителей в группе были: Созданы альбомы: «Нижний Новгород», «Мой Московский район», «Нижегородский цирк»; Составлены картотеки народных игр, загадок, потешек, поговорок, пословиц; Созданы альбомы по художественно-прикладному искусству: «Народные промыслы Нижегородской области», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись»; Изготовлены развивающие игры: «Подбери узор», «Собери герб», «Расскажи о своем городе», «Составь пословицу»; Подобрана художественная литература, создана медиатека с презентациями Интерьер мини — музея группысоставили подлинные предметы русского быта: стол, самовар, прялка, кочерга, лавки, чугунки, ухваты, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель. Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям. Дети не только познакомились с традиционно — бытовой культурой русского народа, но проявили творческую активность — сами проводили экскурсии в мини — музее для детей младшей группы. Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки.) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. С целью развития интереса к этой теме в нашей группе был организован «Музей народной игрушки». На занятиях для большего воздействия на патриотическиечувства детей вводились игровые ситуации, сюрпризные моменты в которых происходило переодевание в национальные костюмы, использовались дидактические игры, демонстрировались куклы в национальных костюмах, изделия прикладного искусства из кожи, шерсти, глины, дерева выполненные народными умельцами и т.д. Для пальчиковой гимнастики и динамических пауз на занятиях использовала все виды народного фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты. Так, процесс умывания сопровождаю такойпотешкой как: «От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Катя умывается, Солнцу улыбается!» Во время приема пищи: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую». При укладывании спать: «Так у нас в берлоге Три бочонка мёду, Как у наших деток — Сладенькие лапки... Первый сон — гречишный, А второй — цветочный, А как выйдет месяц — Липовый приснится. Соням и сластёнам, Баловням-задирам, Медвежовым деткам — Баюшки под ушко!» и т.д. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Используя сказки в своей работе, помогаю понять детям примеры истинного поведения человека. Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их. Все дети по природе своей – творцы и созидатели. В моей группе создана творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством. Расписывают бумажные силуэты и деревянные игрушки, лепят дымковские игрушки, детям очень нравится украшать свои произведения узорами. Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного искусства, организовываем тематические выставки, временные экспозиции: «Народные промыслы России», «Глиняные изделия», «Русская вышивка», и др. Народные игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками. В таких играх я использую разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. Существует масса народных игр, которые являются в своем содержании способствуют формированию патриотизма. В играх «орешек», «башни», «с города долой» дети борются за какой-то объект, завоевав его они должны так же и отстоять. Таким образом формируется чувство патриотизма – ты должен отстоять то, что у тебя есть, защитить свою родину. Еще одной из средствнародной педагогики по патриотическому воспитанию является праздник, день, который наполнен радостью и весельем, оставляющий в памяти детей глубокий след. Участие родителей в праздничных мероприятиях вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям. В течение всего года в группе проводились большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица». На празднике создавалась атмосфера национального быта. Широко использовался фольклор (песенки-потешки, колядки частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, звучали народные инструменты). В своей деятельности по патриотическому воспитанию мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом. Мы посетили детскую библиотеку на рождественской неделе и ознакомились с традициями празднования Рождества. Посетили «Детскую школу искусств», где, в день открытых дверей ознакомились с народными музыкальными инструментами. На праздник 9мая мы возлагали цветы к вечному огню. Главные помощники педагога – родители. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. В своей работе стараюсь опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Для родителей были оформлены информационно-педагогические материалы, наглядная информация, проведены консультации, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться с особенностями работы по патриотическому воспитанию; родители помогали в организации развивающей предметно- пространственной среды группы и помещений детского сада; участвовали в групповых конкурсах «Герои сказок», «Рождество», «Пасха». Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).
|