Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЯЕМОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА.
Патриотизм детям
Автор: Грачева Ольга Николаевна   
10.12.2024 11:05

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЯЕМОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА.ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЯЕМОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА.

Грачева Ольга Николаевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №48 «Белочка»,

Система дошкольного образования предполагает усиленную подготовку старших дошкольников к школьному обучению. Недельная нагрузка в группе для детей старшего дошкольного возраста при пятидневной неделе составляет: 14 фронтальных занятий по освоению образовательной программы дошкольного образования, ежедневные индивидуальные занятия с воспитателями и специалистами, занятия по дополнительному образованию. Кроме того, весь режим дня пронизан решением образовательных и воспитательных задач. Такие нагрузки зачастую ведут к быстрой утомляемости. Утомляемость ощущается и взрослым человеком, и ребенком одинаково. Она может быть разной степени выраженности, и люди описывают ее по-разному. Одни называют ее слабостью, другие усталостью, третьи разбитостью или сонливостью. В любом случае присутствует ощущение общего недомогания, которое в медицине называют астенией.

При ее возникновении наблюдается ухудшение настроения ребенка, внезапное снижение его физической активности, стремление больше полежать на кровати и отдохнуть, нежелание выполнять задание или заниматься каким-то другим умственным трудом, рассеянность. Нередко к этому присоединяются нарушения сна, в результате чего ребенок становится вялым, раздражительным, у детей замедляется процесс приобретения новых навыков.

 

Традиционно в педагогической практике используются здоровьесберегающие технологии, способствующие снятию статического напряжения и профилактике утомляемости. К их числу можно отнести: динамические паузы, игры различной степени подвижности, включение релаксационных пауз и упражнений, различные виды корригирующих гимнастик, элементы ритмопластики и стретчинга. Все вышеперечисленные технологии дают хороший эффект, их уместно включать как в режимные процессы, так и использовать во время занятий. Но существует и ещё один альтернативный способ снижения утомляемости детей, о котором мы хотели бы рассказать в данной статье — построение модели образовательного процесса, на основе познавательного интереса к получению новых знаний и умений у обучающихся. Именно познавательный интерес служит дополнительным стимулом к обучению и снижает утомляемость.

Мы заметили, что однообразие форм работы, отсутствие вариативности при организации занятий приводит к снижению познавательной активности и более быстрой утомляемости. Исходя из этого, мы решили разнообразить образовательную деятельность посредством введения инновационных форм организации образовательного процесса. Рассмотрим такой подход на примере патриотического воспитания старших дошкольников.

Патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения. В нашем детском саду, мы используем следующие интересные формы работы: патриотический клуб «Мы живём в России», детская гостиная «Бабушкины сказки», сообщество «Хранители музейных ценностей», «Клуб путешественников», творческая мастерская. Примечателен тот факт, что организованная таким образом деятельность осуществляется в различных специальным образом оборудованных помещениях детского сада, что даёт возможность «путешествовать» по образовательному учреждению. «Путешествие» — это всегда дополнительное движение вверх-вниз по лестнице, по коридорам детского сада. Проходя такого рода дистанцию, мы попутно выполняем и физические упражнения: подлезть по верёвочку (в пещеру Алибабы), перепрыгнуть из обруча в обруч (с кочки на кочку, чтобы не по пасть в царство Кикиморы болотной). Таким образом, оказываемся в заданной точке нашего маршрута.

В патриотическом клубе «Мы живём в России» начинается наша учебная неделя. Общий сбор всех воспитанников старшего дошкольного возраста начинается с позитивного настроя на предстоящую познавательную деятельность, с гимна России. Тематика встреч предполагает ознакомление с историей возникновения государственных праздников, знакомство с народами России и их традициями. «Россия – наша родина», «Символы РФ», «День герба РФ», «Москва – столица нашей Родины», «История Московского кремля» — эти темы расширяют и обогащают представление о России, о Москве – главном городе, столице России, о Московском кремле, закрепляют представления о государственных символах России. Цикл занятий «Мы живём в России», представляет собой увлекательный квест и сопровождается созданием книги «Народы России». У детей расширяются представления о том, что наша страна огромная, многонациональная (татары, коми, русские, башкиры, аварцы и т.д.). В книге дети размещают визуальную информацию (картинки) после знакомства с народностями РФ (традиции, элементы костюма, блюда национальной кухни, игры и т.д.). В рамках таких тем, как «Старость нужно уважать», «Семейная гостиная», «Папа — вам не мама», «Международный женский день» формируются представления детей о родственных отношениях в семье, о любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.

Каждый четверг мы встречаемся в детской гостиной, читаем и обсуждаем «Бабушкины сказки». Сказка – это великая духовная культура народа, через неё раскрывается перед нами тысячелетняя история. «Бабушкины сказки» включают в себя альбомы, разработанные Хамраевой Елизаветой Александровной. Ребята знакомятся с русскими, татарскими, башкирскими сказками. Сказки систематизированы по общечеловеческим ценностям (дружба, ум, труд, дом, взаимопомощь, доверие, гостеприимство, доброта). Сначала ребята знакомятся со сказкой, обсуждают её, а потом выполняют разные интересные задания, связанные с сюжетом. Такая форма работы, как детская гостиная «Бабушкины сказки» позволяет организовать образовательный процесс на основе диалога культур, наглядно демонстрируя детям, что именно общность базовых ценностей позволяет народам Российской Федерации жить в мире и согласии на протяжении многих веков.

Сообщество «Хранители музейных ценностей» организует встречи в музее народной игрушки и музее «Русская изба». Здесь проходят мероприятия, которые помогают познакомить детей с культурным наследием нашей страны. Значимость посещения музея достаточно высока. Здесь дети не только рассматривают различные экспонаты, но и имеют возможность прикоснуться к ним и увидеть их практическое назначение. Таким образом, музей становится результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста музейная педагогика оказалась незаменимым помощником. Она помогает закреплять полученные в детском саду знания, знакомить детей с новым материалом. Атмосфера музея помогает детям сосредоточиться на новом материале, а яркие экспонаты способствуют запоминанию. Так, например, при посещении экспозиции «Колокольчики на Руси», дошкольники познакомились с разнообразием колокольчиков и колоколов, с их историей, назначением, расширили знания детей о внешних признаках колоколов: размер, материал из которого изготовлен колокольчик, форма, звучание колоколов.

Долгое время в нашем детском саду существует мини- музей «Русская изба», он был создан руками педагогов, детей и родителей. Многие современные дети не видели русской избы, не знакомы с бытом жителей деревни. Русская изба обладает особой атмосферой, помогает вернуться в прошлое. На таких занятиях дети знакомятся с жизнью и бытом русского крестьянина, узнают традиционные народные игры, знакомятся с народными праздниками. В музее дети могут в ходе путешествия по «реке времени», увидеть прялку, узнать, как стирали и гладили люди сто лет назад и более. Окунуться в атмосферу помогают народные игры, загадки, музыкальный фольклор. Здесь же мы проводим мастер-классы по изготовлению народных кукол, росписи по дереву.

Кроме вышеперечисленных форм работы, мы с детьми принимаем участие в различных акциях: «Игрушки для малышей», «Помоги животным!», «Сохраним ёлочку – красавицу наших лесов», «Скажи спасибо лично!», «Зажги синим!», это способствует формированию нравственных качеств: уважения, сочувствия, взаимопомощи.

Вся эта работа ведётся в сотрудничестве с семьями наших воспитанников. В семье зарождаются основы нравственно-патриотического воспитания. Жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на судьбу человека. Родители являются помощниками детского сада, равноправными участниками образования и воспитания подрастающего поколения. На протяжении многих лет, наши родители вместе с детьми принимают активное участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». Готовясь к празднованию Дня Победы, мы оформляем с детьми и родителями экспозицию «Наши родные герои».

Такого рода вариативный подход к проведению мероприятий с детьми, смена видов деятельности и разнообразие форм организации способствуют поддержанию познавательного интереса и, как следствие, снижению утомляемости. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа с детьми старшего дошкольного возраста, поможет привить им любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, стране, а также заложит надёжный фундамент дальнейшего школьного обучения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год